Текст (субтитры) к видео на Youtube

Описание: Историк Фёдор Лисицын рассказывает о переиздании школьного учебника 1954-го года по логике. Почему так важен этот предмет и почему его не преподают в наше время. Как знание основ логики могло предотвратить события 90-х. Чем хорош и чем плох учебник С. Н. Виноградова, А. Ф. Кузьмина "Логика. Учебник для средней школы СССР", чем он отличается от гимназического учебника 1915 года.

Приобрести учебник Логики 1954-го года и другие учебные пособия проекта "Сталинский букварь" без торговой наценки http://bit.ly/2k9UECE
Поддержать передачи Ф. В Лисицына http://bit.ly/2I9FL1B
Приобрести серию книг Ю.Н. Жукова "Сталин. Неизвестные архивы СССР" без торговой наценки http://bit.ly/stalin_arhiv

#ДеньТВ #логика #Сталин #школа #образование #учебник #ФёдорЛисицын #гимназическоеобразование #психология #ГеоргийЧелпанов #философия #мышление #методология #познание #Российскаяимперия

Субтитры:

здравствуйте меня зовут федор лисицына я
довольно много выступаем на тв и сегодня
я хотел выступить в роли которые тут еще
ни разу не выступал послужить некой
рекламе книги книги достаточно
интересной книги связаны с интересным
историческим событиям книги связанные
как с прошлым так и с современностью
собственно говоря чтобы не так сказать
таить так интригу не растягивать кота
так сказать за определенный хвост я
сначала покажу вам эту книгу вот эта
книга собственно говоря это учебник
логики для средней школы
это не книга 1054 года издания
это ее и point выпущенной сейчас и
продающиеся в книжных магазинах учебник
логики автор сергей николаевич
виноградов и александр ферапонта вич
кузьмин странно многие из вас вспомнят
школьную программу и вспомнит что в
общем-то учась в средней школе я каком
таком отдельно предмете как логика
они и не слышали или слышали что то что
когда то мы это преподавалась и
действительно если мы вспомним школу ты
970 их 1980-х годов
то логика как предмет там в общем то
полностью отсутствовал более того основы
логики в какой-то небольшой форме
преподавались исключительно в рамках
курса математических наук алгебра
так сказать начала анализа потом значит
какие-то логические умозаключения
попадались уже в 90-е годы в курсе
информатики
но логика как дисциплина научное
присутствовал только вузовских
программах это далеко не всех однако
если мы обратим внимание в истории мы
вспомним что когда-то о дико
преподавалась в гимназиях не только в
российских а в 1946 году в советском
союзе выходит интересное постановление
ck в кпп от 3 декабря тезисов что уход
болтаюсь о преподавании
логики и психологии в советской школе
странно мы привыкли что у нас жалобы и
так а перегруженность школьной программы
итак в ней много наук вот никак для
основ православной культуры места не
найду пришлось астрономию отменить еще
говорит о том что какие-то другие
предметы надо бы сократить вот тут
внезапно кровавый сталинский режим это
заказ для тех кто это самое озаботился
преподаванием логике причем самой
классической самый что ни на есть той
логики ага чего которые были положены
еще древне греческими философами времен
аристотеля и которая достигла своего
расцвета в девятнадцатом веке более того
первоначально в качестве прототипа для
учебников и о викке и психологии были
выбраны книги
еще из российской империи из царской
гимназии одного и того же автора йоги
иванович челпанова а это такой сейчас
довольно прочно забытый русский философ
позитивист направлении кстати психолог
по образованию значит истории кривых
историко-филологический одесского
университета как тогда его назвали
новороссийска у них есть этого городе
одессе
человек наверное достаточно чуждый
любому маг 7 коммунизму последовательной
анти материалист
общем-то достаточно реалистических
убеждений но так или иначе замечательный
автор автор нескольких очень интересных
книг учебных пособий циклов лекций по
философии и двухтомного как он потом
стала по и его издание а первоначально
отдельных книг значит учебник логики для
гимназии и самообразования первого
издания который вышел в 1897 году и
учебник психологии для гимназий и
самообразования
первое издание которого вышел в тридцать
пятом году эти две книги составляли еще
часть его такого цикла основы философии
потому что он считал что любое изучение
философии
начинается с методов с формальных
методов а формальные методы
это именно логика и не только формально
я так простите за каламбур и с
человеческой психологии
которая и дает нам понимание сущности
того зачем надо в психо вой и применять
эти методы чем-то это близко новинка
понятиям о математике математика может
служить как самостоятельной научной
дисциплиной так инструментом для других
дисциплин вот учебник логики чего панова
это учебник который давал в руки
гимназист у по программе или
интересующимся человеку в порядке
самообразования а именно возможность
получить в руки инструмент инструмент
для развития логического мышления
инструмент в очень немаловажной степени
для развития критического мышления и так
далее инструмент при помощи которого
человек мог дальше изучать в
определенной науки
если вдуматься то именно такой логике
именно таким основам и место в школьной
программе школа это место где учат
учиться в первую очередь учат получать
знания не всегда школа дает
весь необходимое так сказать набор
знаний она дает необходимый минимум это
надо понимать
но обязаны школы обучить ребенка как он
должен дальше учиться сам учится в так
сказать последующих учебных заведениях
или понимать какой ему нужно само
образование или понимать какое ему нужно
образование для того чтобы понять жизни
те функции которые ребенок
будущее взрослого человек собирается в
жизни выполнять
и вот для развития именно таких
самостоятельно мыслящих и самостоятельно
думающих людей и предназначался учебник
логики челпанова
российская более того его пей издавали и
в советском союзе
известные здания допустим учебника 1119
года учебника логики и сокращенный
вариант был издан в тысяч сорок шестом
году как раз перед принятием
постановление от 3 декабря 1946 год
возможно как-то это было взаимосвязано
то есть издание учебника по его учили в
до принятия официального постановления
чтобы люди которые прочитают
постановление о необходимости введения в
школе новых предметов уже имели какую-то
подготовку а ведь в постановлении
гласило что должен быть разработан
учебника логики для советских школ
должен быть разработан курс и
необходимо методические материалы и
начата подготовка преподавателей
логике отдельно и психологии отдельно в
средних школах советского союз причем
исходно имелось какое-то количество
преподавателей выпускников философских
факультетов и философских отделений
вузов
а поэтому для пробы уже с 1947 учебного
года 947 348 должны были в двухстах
советских средних школах начать
преподавание для следующего года
планировать расширения а с 1050 его
учебного на 951 учебный год
во всех школах советского союза
предполагалось введение преподавания
логики и психологии как отдельных
научных дисциплин за это время должны
были подготовлены кадры преподавателей
отработана учебной программы и созданы
учебники можно спросить почему не взять
готовый учебника логике чопа на бога он
в общем то действительно превосходный и
можно считать образцом учебника особенно
образцом учебника для самоподготовки
он предельно логичен рабби разбитом на
26 смысловых глав каждой из которых по
сути дела это примерно там один урок
осмысление или два
с мышлением и какими-то простыми
логическими задачами для повторения и
казалось бы бери да печатай но в ссср
решают на основе учебника айки чего
панова немного сдвинув акцент и немного
изменив объем подаваемой информации
создать новый учебник а вот учебник еще
раз покажу его виноградова и кузьмина
первоначально кстати его первое издание
47 года было учебник именно только
виноградова потом кузьмин который был
как бы помощником виноградова при работе
и свои докторам становится уже
полноценным автором тот чем некоторые
вам показываю это копия 8 издания из них
так сказать по печатная по седьмому
7 по шестому и переделки подвигалась уже
по мере там внесение каких-то
исправления немножко отличалась первое и
второе здание дальше они стали уже
снимаем отличием зачем потребовался на
учебник
ну во-первых жизнь изменилась с момента
написания учебника чего панова прошло
все таки как немало более 40 лет за это
время изменились на пример пример пример
и логических утверждений примеры
логических конструкций разбор что такое
силлогизм что такое отрицание индукция
гипотеза и так далее разбирались чем
пановым на как было принято в 19 веке на
достаточно абстрактных ну представим
себе что никто говорит так или так а это
утверждение взята из как опять-таки
тогдашних мультикультура чего челпанов
обильно цитирует там пушкина стирать
классическую литературу бляя примеры из
классической литературы в советском
союзе особенно уже после войны у нас
все-таки культа технократии примеры
берутся из жизни
is he
меня из естественных наук даже из
советского политического строя
более того из примеров под конец даже в
задачах для самопроверки из примеров
сообщений из событий связанных со
организации объединенных наций и
международного работы международного
сообщества тех лет примерно берутся за
оба дневные считалось что такие
злободневные примеры будут более
интересны ученику это прекрасно и общем
то таким образом учебник логики
виноградова служит еще иллюстрацией
союзом самого общества как прекрасно на
прямых смотреть на школьные буква и их
эволюция вот начальных учебников для
самой начальной школы она прекрасно
показывает как развивалась общество чем
душа вообще что общество хотела от своих
самых маленьких так сказать членов и тем
в обществе предполагали они будут расти
таким образом учебник переизданный
виноградова и кузьмина
это еще памятник времени достаточно
понятный для поздней сталинской эпохи
для изучения ее понимания что тогда
стояла во главе угла что стояла в главе
идеологического направления при этом на
качество самих
заданий такая вот с политической
злободневность отсутствующим челпанова
никак не влияет потому что логические
задания разбегаются выясняются
содержание там допустим соотношением
содержанием объемом понятия дается что
такое понятие законы там закона
достаточного основания законы
соотношение объема подлежащих сказуемого
в суждении
деление суждений по количеству и по
качеству все эти логические построения
подробнейшим образом выбирать я позволю
себе сказать самую такую мысль возможно
спорную что если бы преподавание логике
сохранилась в советской школе 970 1980-е
годы и шабана достаточно таком
неформальном уровне
а не на как папа пт их ввести там этику
и психологию семейной жизни кто помнит
80-е годы на очень так сказать интересны
злободневная тема превращенная
скучнейшее так сказать набор вот или
основы государства и права которые тоже
были утоплены в потоке покажу законов и
сало буде да простят меня те кто
пытались увести
этот предмет а в школьную программу если
бы преподавание логике сохранилась
многие события конца 80-х начале 90-х
годов не сработали бы политические
демагоги призывавшие к тем или иным
политическим потрясением приводя примеры
противоречащие
и формальной и классическим так сказать
логическим построением все коммунисты
значит враги и потому что отдельные из
коммунистов владеют там двумя дачами
давай коммунистическую партию хорошо у
нас есть куча не коммунистов владеющего
двумя до чего давайте тогда и не
коммунистов выгоним доволь их тоже или
проклятые
какие-то национальности мешают в жизни
таких то национальностей потому что
смотрите вот среди такой-то
национальности есть два преступника
значит все члены этой национальности все
представители этой национальности
являются преступниками или помогающим и
покрывающим преступник они же имеет
родственников эти родственники метров
снейпа значительно год преступен по
своей форме
я специально не называю никакого на года
любой желающий
озабоченные национальными проблемами
может вставить туда любую национальности
из тех которые тогда населяют советский
сайт по поводу любых из них
выстраивались такие вот интересные
силлогизма молчу о том как люди кинулись
на экономические завлеку he вроде ммм
властелины когда да вы только принесите
нам деньги на за эти деньги вы получите
деньги которые люди принесут нам день и
чем больше людей принесет нам деньги тем
больше людей получат деньги вот тут даже
не экономическое образование нужно тут
нужна была логика откуда возьмется это
самое деньги если люди будут только
приносить
и где будет такое производство кота
будет печатать что ли эти деньги дальше
чтобы люди могли приносить еще больше
денег тогда произойдет инфляция все эти
вещи вера во рекламу вера в то что
бактерии вызывают заболеваниям и
убивающие бактерии из так же самое
лучшее мыло покупайте только нашим и
убивающие бактерии
но молчу о том что не все бактерии
вызывает заболевание во вторых для
иммунитета человека для его состояние
крайне не полезно полное уничтожение
бактериальный микрофон особенно если не
дай бог не только на кожу но и внутри
человеческого организма захотим
полностью лишённый бактериальный
микрофон человек будет достаточно
несчастным созданием и весьма
болезненным если не помаленьку рано или
поздно все эти вещи стали возможны в
стране только при полном отсутствии у
людей какого-то основного понятия о том
что такое логика что такое истинное
утверждение что такое важное утверждение
проверка истина утверждение проверка
ложно утверждение такое формальное
утверждение что такое естественное
утверждение и так далее всему этому
учили учебники логике
очень хочется похвалить авторов
виноградова кузьмина еще раз показываю
этот учебник
за понимание такое что такое школьник
чем наполнен его мозг и какое количество
информации школьник может себя вместить
учебник рассчитан на годовой курс touch
как и учебник чего панова одно является
несколько более в одних отношениях
развернутым по количеству примеров и
задач в другом более сокращенным
наглядный пример так сказать чем ничего
по на 20 вов учебник логики виноградова
ровно половина от них 14
основные понятия несколько раз когда
уважаются и повторяются в ходе изложения
так чтобы прочитав следующую главу
ребенок учащиеся тогда бы трудно ходить
ребенок средняя школа тогда люди
взрослели быстрее по своему
психологическому развитию семиклассник
восьмиклассницы девятьсот сорок шестого
года должен быть сравним со стороны
сперва второкурсником
вуза вот примерно так инфантилизм бич
нашего времени
учащийся должен не забывать сказанное
так сказать до этого
и постоянно применять уже изученных еще
не изученным постоянно по им подкреплять
на примерах на сделанных
лично самостоятельно заданиях чего
достаточной степени отсутствовала в
учебнике чего по на который
предназначался скорее вот выучить и
понять осмыслить но тут мы уже
упираемся чем советское образование
базирующиеся на принципах реальные школы
отличалась от гуманитарного образования
базирующегося на тического образования
базе ручно по принципу гуманитарной
школы в российской империи это два
совершенно разных подхода об этом стоит
иметь какую-то отдельную передачу чем
еще хорош учебник и чем теперь значит он
плох чем хорош я сказал плохо
по-хорошему учебник от 950 4 года
прекрасно что его сдали он памятник
эпохи он уже сейчас достаточно для
любого школьника или взрослого который
захочет получить знания по предмету века
его хватит для самостоятельного изучения
хотя я бы вам порекомендовал бы также и
учебы чего панова он как раз именно на
чуть более взрослые вдумчивые такое
прочтение рассчитан на самостоятельное
изучение чем учебник виноградова который
рассчитан на помощь учителя но оба они в
этом отношении достаточно хороши то есть
это мы хорошие сравним с лучшим а
неплохое с приемлемым плох он
тем что мы понимаем что возможности
книгоиздания 46 года 47 54 сильно
отличались от современных традиции
представления информации тоже стали
меняться в общем текст учебника если его
издавать сейчас как учебник
желательно и верстать то есть чисто
такая вот типографская верстка с
выделением основных понятий не только
жирным текстом курсивом и так далее как
простейшими диаграммами но с хорошим
современным иллюстративным материалом
причем иллюстративный материал он даже
учебники чего панова изданном в царское
время был получше вот мы должны понимать
что маленькие тиражи
и дешевые типографские услуги это лицо
там 5 года
давали преимущество даже по сравне стоит
950 четвертом может быть даже освежить
примеры очень хороши были бы в этом
учебнике примеры логических так сказать
парадоксов логических сего gizmo предмет
примера индукции индуктивного так
сказать разбора на событиях злободневных
и современных но событиях с сегодняшней
жизни на событиях сегодняшней
политической
кстати я думаю можно при желании найти
комментарии
разных авторов к учебнику челпанова и
разбой этого учебника в интернете
желающие могут найти и там даже увидеть
пример как делаются современные примеры
приложение к старому учебнику которым
уже больше ста лет так вот для учебника
виноградова кузьмина такая работа если
его захотят выпустить введен современной
книги тоже очень надоело
и очень необходима это повысит его
ценность как пособие как книги для
самообразования и что греха таить
вероятность того что наше правительство
конечно скачается на преподавание логики
в школах мало но какие-то там частные
школы и школы с углубленным изучением
предметов вполне могут позволить себе
преподавание логики и это будет не менее
важным чем там углубленное изучение
английского языка
потому что рано или поздно мы понимаем
что функции перевода авто перевода
возьмут на себя компьютеры
мы уже почти в шаге так сказать от
более-менее читаем автоматического
перевода с русского на английский с
английского на русский
вот функции работы и осмысления
в том числе логического мышления
компьютеры на себя возьмут я думаю за
витей не скоро и последнее что я хотел
сказать вспомнить про психологию
постановление было два учебника учебник
логики и учебник психологии учебник
психологии тоже был написан от
совершенно гениальный желающие могут
попытаться найти букинистических
магазинах я очень бы хотел чтобы он был
переиздан это учебник психология
типового крайне простой крайне понятный
для школьника именно то что надо даже по
современным меркам чем это классическая
совершенно психологии другое дело что
психологии повезло меньше
950 м 50 первом году началась вас всех
buy баффнуты в рамках психологических
течений
это требует отдельно такое рассказа как
сказали бы сейчас модно а науки уже
науки хотя там наука и лженаука на обоих
сторонах баррикада присутствовал
изобилие вот скорее того как всегда
борьба между двумя научными школами
просто одна из которых сумела грамотнее
воспользоваться научному
сказать имеющимся административным
ресурсом они только методами научной
полемики а другая не смогла но было
подавлено как у нас традиционно если уж
давить так до конца хотя и не с
расстрелами но с увольнениями
типов попал по да этот каток и его
психология не получила такое расписание
да и преподавании психологии заглохла
советской школе несмотря на поставляется
как бы гораздо больше быстрее чем
преподавание логике хотя и преподавание
логике сошло на нет еще хрущевские
времена вот на этом короткий рассказ о
замечательной книге переизданный сейчас
в гости доступные для читателя еще раз
показываю логика учебник для средних
школ 954 года и print
виноградов сергей николай и александра
ферапонт о вич кузьмин добавлю только
одно кстати любопытно это учебник для
школ российской федерации как мы не
относимся к национальным проблемам
единого учебника оки для ссср решили
даже тогда не создавать опять таки
возвращаясь к примером для национальных
республик предложили создать
учебники волки на общей схеме того же
чего панова на общей схеме того же
учебника виноградова
но с местными примерами как местные
примеры местные народной мудрости по
головке местные силлогизма
с допустим не колхозник и колхозница
оленевод допустим у этого для российской
федерации к это место для армении и
азербайджана там винограда
вот для чего это было сделано для того
чтобы школьникам живущим здесь и сейчас
тогда в том обществе в котором они жили
все казалось в учебнике своим близким
приемлемом премии по знакомым от счастья
и дающего новые знания этого понимания
что учебники должны иметь местную
специфику кстати необязательно ци
анальную
она может быть там и по географическому
признаку очень часто не хватало и не
хватает продолжать не хватать нашей
средней школе у нас либо удаляются там
москвоведение смоленской виде не там
пятеро питера знания вот делая
совершенно какой-то непонятный кошмар
где смешались кучу петр и великие
архитектурные стили типа барокко и
рассказ о геологических пластах либо
как пародирует французские учебники
истории знаменитая книга в как преподают
истории детям в африканских школах во
французских колониях дети учили фразу
наши предки хоуи были клубах го за ее
белокурые так вот этой ошибки учебники
создан по постановления тридцать сорок
шестого года смогли избежать ну вот
ложка меда в конце вдобавок к бочке меда
уже имеющиеся могу да и за внимание
спасибо до свидания
[музыка]

Комментарии:

Нет комментариев.