Текст (субтитры) к видео на Youtube

Описание: Биосферно-социально экономическая система, как объект управления. Величко М.В. Лекция № 21

Субтитры:

[музыка]
[музыка]
[аплодисменты]
здравствуйте
был практически месячный перерыв
связанные с праздниками и прочими делами
ну а теперь мы вернемся к нашим темам мы
дошли до уровня
микроэкономике в тематике рассмотрения
биосфер на социально-экономических
систем как объектов управления и эту
тематику мы рассматриваем через призму
философии управления качеством
то есть как управлять предприятием это
первый вопрос как управлять так чтобы
продукция была качественной потому что
если продукция некачественная то
качество жизни общества низкая и
перспектива его
оставляет желать лучшего
я хочу чтобы когда мы рассматриваем
какую-то тему в аспекте управления
качеством
вы не забывали о том что было раньше и
видели процесс в целом так чтобы
узкая конкретная тема попадала именно
туда куда надо вот поэтому еще раз вот
определение качества на которые мы
опираемся
то есть качество продукции это всегда
объективная данность и выражается она в
двух факторах сочетание свойственных
продукцией метрологически состоятельных
характеристик и второе меры соответствия
совокупности характеристик продукции
каждый из характеристик задачам
удовлетворения потребностей пользователя
в тех конкретных условиях эксплуатации
на обслуживания продукции которая
предлагает жизни на протяжении всего
жизненного цикла продукции и была вот
такая вот таблица
которую тоже надо помнить поскольку это
таблицы накрывает весь жизненный цикл
продукции от задумки да и и утилизации и
переработки
во вторичное сырье
далее речь шла о том что качество
продукции надо рассматривать соотнося с
полной функции управления и и жизненным
циклом то есть вот это вот таблица 32
и полная функция управления они
некоторым образом связаны связаны
определенной конкретикой по отношению к
каждому виду продукции в любых условиях
в любую эпоху
поэтому все вот это вот надо помнить
если говорить о жизненном цикле
продукции то можно построить такое
соотношение
что максимальный уровень качества
продукции задается с вводом требований к
этой продукции далее о создании
продукции ориентируется на свод
требований и в результате чего
получается некая конструкции конструкция
может содержать ошибки она может быть
ориентирована на какие-то устаревшие
технологии не совершенные технологии
поэтому качество продукции вследствие
ошибок допускаемых на этапе и
проектирования она может оказаться
существенно ниже чем тот уровень
качества которое задается требования
my причем это может быть сделано при
формальном удовлетворение многих
требований ну и далее продукция попадает
на стадии изготовления и на стадии
изготовления качество может быть опущено
еще ниже чем было предусмотрено
конструкцией следующий этап это
эксплуатации продукции для того чтобы
эксплуатироваться все было хорошо
продукцию надо поддерживать в технически
адекватному и и задачам использования
состоянии поэтому получается вот такая
вот лестница на который возможна потеря
качества продукции и соответственно если
мы строим жизненный цикл продукции по
полные функции управления
мы должны заботиться о том чтобы
свод требований задавал максимально
высокое качество продукции
конструкция продукции не роняла этого
качества далее при изготовлении чтобы
качество было на уровне свода требований
конструктивной заданности и далее на 100
дней эксплуатации чтобы все регламентные
работы предусмотренные проводились
своевременной и качественной я
обеспечение качества продукции на
протяжении всего периода эксплуатации
изделия прошлый раз я рассказывал о том
как качество продукции может быть у
ронина на стадии задания свода
требований к ней
я демонстрировал это на примере того что
можно назвать национальный путь развития
авианесущих кораблей в советском а потом
российском флоте за то время что был
перерыв в наших занятиях произошло такое
событие как учение черноморского флота
на них присутствовал владимир
владимирович путин и в связи с учением
ему показали модель нового
перспективного авианосца это проект
называется 1140 30 и или ламантина как
сообщает интернет это в общем вариации
на тему еще советского проекта 1143 7
авианесущий крейсер ульяновск атомный
который начали строить но в силу распада
советского союза финансовые катастрофы
которые устроили гайдар и чубайс
самофинансирование была прекращена
и ульяновск был разобран на металл на
стапеле в 90 втором году вне заверенной
украины в общем в былые времена где-то в
шестидесятые семидесятые годы
один из офицеров авианосца америка
американского
сказал такую фразу мы можем отдать этот
корабль и русским совсем что на нем есть
и пройдет 20 лет прежде чем он станет
оружием в их руках эта фраза попала в
книжку для патриотического воспитания
американских подростков
ну и в общем то если писать носиться с
тем что мы сначала советский союз потом
россия занимаемся проблематикой создание
авианосного флота уже наверно на
протяжении 50 лет до 20 не 20 лет но за
50 лет нарисовать авианосец который бы
попадал в канон
российский военно-морской флот и минут
право не смогли причем у нас есть
генеральный штаб который должен все-таки
заниматься моделированием а
использование военной техники в военных
операциях
есть главный штаб вмф который тоже
должен чем-то заниматься есть
военно-морская академия там есть кафедры
тактики вмф кафедры тактики есть
военно-морских училищах и кроме всего
прочего проектант тоже должен иметь
некоторое представление о тактике
но тем ни менее потом отмотайте видео
назад и считайте самолетики стоящие вне
посадочные полосы корабля проекта 1
40 30 и самолетики
стоящие на полетной палубе вне
посадочные полосы
американского авианосца стивена 69
дуайт эйзенхауэр второго корабля в серии
авианосцев типа немец то есть это еще
конец 70-х годов
а то есть
получается так что конструктивный тип
авианосца с трампе нам он снижает
примерно на два десятка
количество самолетов который корабль
может поднять по экстренному вызову то
есть в тех условиях когда полетная
палуба используется для стоянки
авиагруппа подготавливаемой к вылету
по экстренному вызову а посадочная
полоса и катапульты размещенные на
посадочной полосе и левом спонсоне у
левого края полетной палубы используется
для обеспечения взлетно-посадочных
операций при смене дежурных авиагруппа
которые включают в себя некоторое
количество истребителей некоторое
количество самолетов разведки и
целеуказания поесть палубных а ваксов
корабля
американцы никогда не сделают такой
корабль как ламантин
по той простой причине что они не хотят
проигрывать в количестве самолетов
которые стоят на полетной палубе в
готовности к экстренному вызову в общем
это пример того что отсутствие
процессного мышления и бездомное
рисование
мышление в статическими какими-то
положениями в состоянии уронить качество
продукции потому что когда в
справочниках читают что дескать на нимиц
и порядка 70 самолетов на шторме elaman
тени еще большее количество самолетов то
создается иллюзия того что у нас в
проектировании все хорошо если построить
эти корабли то тоже все будет прекрасно
а о том что есть процессы в которых
авианосец участвуют как носитель которые
позволяют либо не позволяют использовать
то количество самолетов которые есть на
борту с предельной эффективности об этом
мало кто думает в общем пока так это
наводит на мысли вот об этом вот тусим а
жуткий разгром российского
императорского флота и невежественные
или глумливые автор вот этой надписи на
заборе фактически отражают то
обстоятельство что та культура которая
сложилась в россии к настоящему времени
то субкультура осмысление
действительности и субкультура
проектирование будущего они не
гарантируют безбедного будущего странно
и при таком отношении к проектированию
военной техники которые от выразилось в
проекте авианосца 1143 но и
у потенциальных противников
геополитических конкурентов может
возникнуть иллюзии безнаказанности
которые придется развеивать на театрах
боевых действий а такого не должно быть
если говорить и цусиме хотя сегодняшний
разговор не отцу сенья о качестве
продукции
то много чего понавешали на
рожественского много чего понавешали на
небогатого который сдал остатки второй
тихоокеанской эскадры японцам без боя на
следующий день после разгрома в общем-то
мало кто вдается в вопросы о том какое
оружие было доверено тем адмиралом
которые смогли провести
эскадру с балтики до тихого океана
потому что когда этот поход был то
англичане высказывались в том смысле что
если рожественский сможет привести
эскадру на тихий океан то вы можете
смело за одно это поставить его в один
ряд снится но привести эскадру на тихий
океан и одержать победу после похода
это две разные задачи для того чтобы
можно было одержать победу надо было
быть не только тактически грамотным в
том смысле как это понятие можно было
трактовать
в начале 20 века надо было иметь под
собой корабля
которые превосходили по своим качествам
корабли противника поэтому сима это
обилие фактов на тему о том как
создается как утрачивается качество
продукции в данном случае по отношению к
военной технике
и
истории русского флота она тут
предоставляет тоже довольно интересный
пример вот я покажу фотографии 3
кораблики
это боях а варяги
о его подвиге я рассказывал примерно год
назад
поскольку на всеволода фёдоровича рудни
вы иного орешков в постсоветские времена
до вылили довольно много грязи и вылили
грязь и те недоумки которые не умеют
мыслить процессами
не умеют моделировать ситуации а мыслят
статическими шаблонными паспортными
характеристиками кораблей которые
участвовали в тех событий а вот по
паспортным характеристикам варя мог
развивать скорость 24 с половиной узла у
него на борту двенадцать 6-дюймовых
орудий
12 75 миллиметровых орудий трех дюймов
ну во время боя он шел со скоростью в
пределах 13 узлов
дескать руднев виноват в том что
использовал на полную боевую мощь
уверена в его дну крейсера но никто не
задумывается о том а было ли это
реальные боевая мощь и
которую бору днях мог использовать так
чтобы крейсер прорвался из чем у львов
порт-артур
вот еще один корабль той эпохи это
крейсер аскольд
варяг был построен в штатах аскольд был
построен в германию
тогдашней германии сейчас эта территория
польши гданьска а тогда город данциг это
еще один крейсер той эпохи
богатыри тоже построен в германии и
обратите внимание что внешний вид этих
крейсеров очень различен просто даже
если считать трубы на богатыре 3 москву
2 5 варяги 4 тем не менее я показывают в
эти корабли вместе почему а потому что
все они спроектированы на основе одного
и того же технического задания то есть
этой иллюстрации на тему о том что один
и тот же свод требований может быть
реализована в разных конструкциях и
качество продукции на основе одного и
того же свода требований может очень
сильно различаться в зависимости от того
в каких конструктивных решениях этот
свод требований находит свою реализацию
предшествующие серия крейсеров это так
называемые богиня диана паллада аврора
аврора стоит на неве
вы ее можете посмотреть сами я не буду
ее показывать ну аврору современники и
остальных богинь тоже характеризовали
словами что это обычный пакет бот то
есть гражданское судно предназначенные
для перевозки пассажиров почты и
коммерческим грузов
но с некоторыми элементами вооружения
причина такой оценки низкая скорость 20
узлов и весьма слабенькое вооружение
потому что на момент вступления в строй
аврора имела всего 8 6-дюймовых подушек
и при этом у авроры отсутствовала
какое-либо бронирование месте орудия на
верхней палубе стояли голые а броневого
пояса вдоль ватерлинии не было внутри
было броневая палуба которая подобна
панцирю черепахи накрывала все механизмы
котлы машины
артиллерийские погреба и ее края
опускались ниже уровня ватерлинии ну
предполагалось что того объема
плавучести которая есть под броневой
палубы хватит для того чтобы удержать
корабль на плаву при повреждении борта в
районе water а это вот следующая серия
крейсеру
которое по логике вещей должно было бы
учесть те ошибки которые были характерны
для аврора и было разработано
техническое задание 1898 года согласно
которому крейсер должен быть
уметь водоизмещение 6000 тонн должен был
нести двенадцать 6-дюймовых орудий 12 3
дюймовых орудий и порядка десятка
скорострельных пушек калибром 47 30
миллиметров функции
калибров были разные 37 миллиметров 47
миллиметров и 75
это главным образом для обороны от
миноносцев главный калибр 6 дюймовки это
для борьбы с себе подобными крейсерами и
для борьбы с торговыми судами противника
на морских путях
вот такая вот была задумка
а теперь вот смотрите вот аскольд на
верхней палубе на мостике стоят люди под
ними боевая рубка
штурманской ходовой рубке нет они
появились потом по настоянию первого
командира аскольда вот богатыри ну в
общем то же самое
над боевой рубкой мостик на мостике
какая-то забегаловка
но не полноценная ходовая рубка
нормальная штурманская рубка
объединенная с ходовая рубка есть только
на варяги то есть даже для условий
мирного плаванья
исходный проект
выраженный в требованиях кораблю
он не предполагал на ничья штурманской
рубке которые бы обеспечивала комфортную
работу
штурманских ходовых рулевых вахт
и тем самым она создавала предпосылки к
разного рода навигационном происшествие
вот теперь смотрите эта фотография снята
в носовой оконечности варяга
на переднем плане 6-дюймовые орудия
прислуга орудия с правой стороны кадра
боевая рубка и над нею ходовой мостик
штурманская ходовая рубки они в кадр не
попали
орудие голые личные составного
вообразите последствия взрыва 6
дюймового снаряда в пределах этого кадра
шестидюймовый снаряд имеет массу от 40
до 50 килограммов задержана взрывчатки
от трех до шести килограммов
для сказочно фугасного снаряда наших
дней
вероятность поражения осколками
незащищенного личного состава на
расстоянии 50 метров от эпицентра взрыва
составляет 0 7 то есть из десяти человек
семь человек будут ранены или убиты если
они находятся на расстоянии
50 метров от эпицентра взрыва 6
дюймового снаряда вот если вот здесь
что-то взорвется то всех вот этих вот
людей не будет либо они будут тем не
менее политика была такая что орудие
должны быть голыми потому что в этом
случае площадь боковой проекции
меньше чем в случае если бы они были
забронированы потому что предполагалось
что не бронированный крейсер противник
будет обстреливать почему-то
бронебойными снарядами
противник обстреливал русские корабли в
русско-японскую войну
фугасными снарядами в результате чего в
течение 45-минутного боя 75 процентов
артиллерии варяга были выведены из строя
и была выведена из строя почти вся
прислуга
причем один из снарядов взорвавшихся
между 4 дымовой трубой и грот-мачты
вывел сразу
из строя 4 орудия кроме этого вот эти
вот самые орудия 6 дюймов кик они имели
конструктивный дефект при стрельбе на
больших углах возвышения разрушались
зубчатые сектора подъемных механизмов и
разрушались на как ники то есть орудие
от выстрела могу придти в негодность
сама
дальше еще один элемент а вот на
фотографии коленчатый вал ходовых машин
варяга но давайте представим что
коленчатый вал крутится это означает что
каждый с колен находится под
воздействием сил инерции
который согласно теоретической механике
являются фиктивными силами и реально не
существует но масса которая не соосно
оси вращения винта она действительно
будет порождать превращение силы инерции
и соответственно
подшипники в которых лежит коленчатый
вал будут находиться под воздействием
этих сил двигаться когда машины варяга
разбитые после двух лет эксплуатации
осматривал инженер невского завода
гиппиус
он отметил что углы под которыми
зафиксированные калинчик
колено вала не соответствуют нормам того
времени которые предполагают компенсацию
сил инерции кроме того обратите внимание
что
коленчатый вал сделано конструктивно так
что отсутствуют щеки его звеньев которые
бы веселье против мотылем их подшипников
на коленах с которыми связаны поршневые
группы цилиндров и отчасти бы
компенсировали силы инерции мне лень
было
считать силы инерции которые порождает
этот коленчатый вал на опорных
подшипниках тем не менее если обратиться
к руководствам по проектированию паровых
машин то в них написано что во много
цилиндровых машинах углы за клинки
кривошипов коленчатого вала должны быть
равномерно и определяются по формуле 360
градусов делим на количество цилиндров
машины
вот у машины варяга четырехцилиндрового
и соответственно углы за клинки
кривошипов последовательно должны идти
через 90 градусов что мы здесь видим а
мы видим а первые два цилиндра углы
за клинки кривошипов через 180 градусов
вторые два цилиндра тоже углы за клинки
их кривошипов через 180 градусов а все
вместе они через в общем 3 4 цилиндра
через двести семьдесят второй и третий
цилиндр и через 270 градусов если вы
поручите по интернету и найдете
фрагменты коленчатых валов титаника то
там судя по всему углы за клинки
кривошипов отличаются от той схема
которая была в криво шипах варяга и
более похоже на рекомендации руководство
по проектированию паровых машин которые
можно найти в интернете то есть почему и
как
варяжские машины были созданы таким
образом
вопрос открытый но благодаря такой
конструкции
ошибкам в настройки пары
распределительных механизмов в режиме
экономичного хода 10 узлов
цилиндр низкого давления сами потребляли
порядка 70 лошадиных сил на то чтобы их
поршневые группы двигались система в
целом работала так что
разрушала опорные подшипники машины и в
результате крейсера реально не мог
развивать скорость были
21 узла
это орудие на аскольда тоже посмотреть
это уже не голые орудие какой ни на есть
щит есть
носит закрывает от осколков от ударной
волны только при взрыве
снарядов перед ним если взрыв происходит
сбоку или сзади орудия то осколки
гарантированно поражают и прислугу и
само орудие и вот тоже интересная вещь
это план боевой рубки типичный план
боевой рубки корабли ту эпохи вот это
черный овал с разрывом
это главный броневой контур разрыв это
проходов броню руку за проходом стоит
еще один броневой щит который прикрывает
этот самый проход так вот выглядит на
схеме а так вот это выглядело в натуре
на варяги посмотрите проход довольно
широкие более метра и туда в принципе
может залететь снаряд если он туда
залетит он там взорвется если он
взорвется в проходе боевой рубки то его
осколки полетят внутри боевой рубки и
если не все то многие из тех кто
находится в боевой рубке будут
убиты или ранены в результате чего
управление кораблем будет потеряно
такое действительно произошло на варяги
снаряд взорвался в проходе был рубки в
результате чего всеволод федорович и
руднев получил контузию ранение в голову
несколько человек были ранены кто то был
убит на этот кадр из фильма броненосец
потемкин не моли на крейсере комментарий
однотипным
с крейсером богатырь вот таких
в общем дальномеров оптических на момент
русско-японской войны на русских
кораблях не было стояли дальномерной
станции но они стояли точно так же
открыто и соответственно и если
огнем противника уничтожаются
дальномерные станции и обслуживающих
персонал
то дальше а стрелять можно только на
глазок и это ведет к снижению точности
огня его эффективности враг получает
возможность обстреливать ваш корабля но
практически в полигонных условиях но и
опять же если возвращаться к истории то
первый снаряд который попал в орех он
разрушил дэна мерную станцию номер один
ну а далее в ходе боев были уничтожены и
остальные дальномерной и станции вот это
вот
аскольд в доке после боя 28 июня июля
900 4 года после попытки прорыва из
порт-артура и владивостока док в сайгоне
ну что видно во первых видно что стоит
только три трубы из пяти
потому что первые две трубы были
демонтированы в силу полученных ими
повреждений в общем корабль избит и
фактически не очень-то боеспособен а
теперь вот смотрите опять
общее расположение а тварях орудие на
верхней палубе открыто части орудий ниже
уровня верхней палубы в носовой
оконечности в корме
там казематы но они не бронированные в
них стоят углы орудия
о проемы казематов ну в общем большие
так чтобы было все видно
и вот на этой фотографии видно одной из
таких орудий стоящие в бортовом каземате
с проемом в несколько квадратных метров
но обратите внимание что внутри нет
никаких болевых броневых переборок тоже
поэтому от светлые места хранения
казематы это вид сквозь него на левый
борт корабля то есть есть на снаряд
влетает в каземат он тоже крушит там все
включая орудие расположенные на
противоположном борту
но в общем то вот эти корабли фактически
по своей конструкции по архитектуре
повторяют эпоху деревянного
кораблестроения орудие размещены вдоль
бортов
на 1 или 2 палубах и соответственно на
борт может стрелять только половина из
этих орудий другие орудия в бортовом
залпе не участвуют и фактически
представляют в этом случае угрозы для
своего самого корабля потому что у них
тоже есть боезапас есть погреба и эти
погреба могут при удачном попадании
взорваться
ну вот прошла цусима которые что-то
вроде бы должна была навести на мысли
это крейсер проект типа светлана в
советском флоте это красный крым червона
украина и достроенный по переработанному
проекту красный кавказ
изначально корабли должны были выглядеть
так тоже орудие размещены на верхней
палубе и в бортовом залпе
участвуют только половины из тех орудий
которые есть на корабле также голые
длинномеры
в общем-то сима ничему не научила
единственное что избавились от
мелкокалиберные артиллерии и на этих
кораблях главный калибр не 152
миллиметра а 130 миллиметров
более скорострельные
а это лидер ташкент корабль другой эпохи
построенный в сороковом сорок первом
году
водоизмещение его почти втрое меньше чем
у светланы и если у светланы в бортовом
залпе
8 орудий то ташкента в бортовом залпе
шесть орудий и в принципе
атакуют архитектуре в общем то если бы
люди думали они должны были прийти до
начала русско-японской войны потому что
если даже провести тактические игры на
картах то должно стать понятно что
тактическая ситуация в которых требуется
вести огонь на оба борта они могут
возникать довольно редко потому что если
говорить о задаче потопления торгового
парохода то он будет с одного борта если
говорить о боевых действиях эскадры друг
против друга то бой начинается с фазы
сближения
противники находятся по одному бор плане
по 2
бортам и даже если противники
оказываются по двум бортам то любое
орудие способно и стрелять на оба борта
может стрелять либо на ту группу
кораблей противника либо другую группу
корабли дать not кроме крейсеров проекта
светлана было построено еще два крейсера
типа муравьев-амурский они сразу
проектировались как учебные корабли они
были несколько меньше водоизмещением
и на них было по 8 130-миллиметровых
орудий только половина могла стрелять 1
word есть четыре орудия
а великобритании в тот же период были
построены
[музыка]
крейсера типа центавра их водоизмещение
примерно такую же как у
муравьёва-амурского около пяти тысяч
тонн но они имели всего 5 орудий
калибром 152 миллиметров расположенных в
одноорудийных установках за щитами и все
они стояли в диаметральной плоскости
корабля и имели возможность стрелять на
оба борта
то есть крейсера типа центавра
превосходили я муравьёва-амурского и по
калибру артиллерии и по количеству
орудий
участвующих в бортовом залпе при общем
меньшем количестве орудий то есть это
вопросы эффективности использования
водоизмещения вот теперь мы опять
вернемся к фотографии варяга
на заднем плане видно боевая рубка и
здесь видно что крыша боевую рубки
мид большие размеры чем само основание
боевой рубки и грибовидные крыша
нависает над стаканом броневого
смотровые щели боевую рубки имеют
просвет 305 миллиметров 12 дюймов вот
это типичная боевая рубка русских
кораблей то есть если снаряд взрывается
рядом с боевой рубкой
то сноп осколков через эти здоровенные
проема летит а внутрь грибовидная крыши
нависающие над периметром боевой рубки
поглощает эти самые осколки они
рикошетом уходят внутри боевой рубки в
общем такая конструкция боевой рубки
русских корабли привела к тому что в
ходе цусимского сражения в боевую рубку
броненосца орел
попала некоторое количество снарядов в
момент начала боя в но и находилась 14
человек концу первого дня боя в рубке
уцелела только трое из внутреннего
оборудования работал только штурвала все
остальное было уничтожено залетевший my
в рубку осколка
хотя ни один снаряд не проник внутрь
боевой ru
одна из ее плит на орле была смещена с
места поскольку в неё попал 203
миллиметровый фугасный снаряд и взрыв
сорвал юп броневую плиту просто
скрепление попытка прорывы эскадры из
порт-артура во владивосток 28 июля 904
года не состоялась в том числе и потому
что на флагманском броненосцы цесаревич
произошел взрыв вражеского снаряда
под козырьком боевой рубки в результате
чего все командование эскадрой было
уничтожено до можно говорить о том что в
общем то русские корабли были типичными
кораблями той эпохи они были на уровне
мировом и так далее тому подобное но они
были не совсем типичными кораблями той
эпохи потому что когда был построен
крейсер юрик
первые рюрик погибший в ходе
русско-японской войны то англичане его
тоже оценивая
у англичан было построено два крейсера
pow'ful
тернбулл они проектировались как ответ
на рюрик и до того как была разработана
тех задания на проектирование от этой
серии крейсеров морях а сколько богатырь
в английской военно-морскую печати была
дана оценка проекту рюрика если бы мы
раньше имели случай рассмотреть рюрик то
pow'ful
керри был никогда бы не были построены
борта рюрика ощетинились пушками до тех
пор пока вы не подниметесь на верхнюю
палубу он кажется страшным но достаточно
одного снаряда разорвавшегося на
открытой батареи рюрика чтобы пол дюжина
и орудий то есть шесть штук
были выведены из строя ну как я говорил
в ходе боя варяга один из эпизодов
подтвердил правомерность такой оценки
возгорание произошло то есть пожара вот
снаряда разорвавшегося на палубе при
этом были подбиты 6-дюймовые орудия
номер 8 и номер девять 75 миллиметров и
орудии номер 21 и 47 миллиметровое
орудие номер 27 и 28 это район между 4
дымовой трубой грот-мачты
нечетные номера руди соответствуют по
уму борту четные лево от прислуги орудий
ничего не сообщается этого из рапорта
руднево обои варяга
она английских кораблях потенциальных
противников рюрика вся артиллерия
главного калибра было из размещена в
индивидуальных бронированных бортовых
казематах либо в башнях то есть
конструктивный порог лирика на который
указали англичане до того как была
разработана тех задания на
проектирование вот этой серии русских
кораблей
он никак не был учтен в русских проектах
почему потому что хотели на грош пятаков
водоизмещения 6000 тонн предел который
был задан для этих кораблей
она не позволяла впихнуть в него
мощные машины котлы обеспечивающие
скорость хода 23 узла она не позволяла
впихнуть туда броневую защиту
должна она не позволяла создать
приемлемые условия обитания на корабле в
общем это была попытка впихнуть
невпихуемое в 6000 тонн
дальше если анализировать
то что было вот тварях фактическое
водоизмещение от шести с половиной тысяч
тонн и выше до семи тысяч тонн в
перегрузе
поскольку проектант осознавал самого
начала что он не может уложиться в 6000
тонн то все было предельно облегченно в
том числе были поставлены довольно
легкие и эффективные по
паропроизводительности котла и системы
не класса но обладавший низкой
надежностью низкая надежность выражалась
в том что рвались трубки и паровые
коллекторы и бар горячая вода
выбрасывались машины котельные отделения
это обычно сопровождалось ожогами
кочегара миг и гибелью
поэтому на варяги предельное давление в
котлах была ограничена
пятнадцатью атмосферами вместо
полагавших ся 17 и 18
необходимых для работы машин на полный
ход
отсутствие броневой защиты помимо
обязательной боевой рубки
это тоже результат того что проектант
укладка стремился уложиться в да и
смещение шесть с половиной тысяч сто
шесть тысяч тонн
ну в общем когда японцы подняли корабль
они поняли что они имеют дело с
дефективным пароходом не варяг оказался
в составе учебного отряда кораблей
японского флота они не предприняли
никаких усилий для того чтобы его
модернизировать просто потому что
понимали что они подняли урода им
достался не шедевра военного
кораблестроения ауру от причем дважды
road первый раз урод на уровне задания
свода требований кораблю второй раз урод
дефективные конструкции
архитектура корабля неправильные
конструктивные решения мы третий раз
урод это низкое качество изготовления на
заводе строители видим комп и сыновья
но качество изготовления это другая тема
в орех имел два винта
он действительно установил рекорд
скорости на момент вступления в строй но
в силу особенностей конструктивных
машины котлов через два года это была
проблема русского флота с которой не
знали что делать только русско-японская
война привела к тому что корабли не был
поставлен на капитальный ремонт и
реконструкция машин и механизмов
а сколько
фотография сделана во время ходовых
испытаний то есть аскольд еще идет под
германским торговым флагом он поднят на
флагштоке они под русским боевым
андреевским флагом который корабли на
ходу должен был нести нога филе
проектанты аскольда смогли уложиться в
требования 6000 тонн водоизмещения
аскольд реальный имел пять тысяч 900
тонн при этом выяснилось что штатный
запаску мне не позволяет обеспечить
заданную дальность плавания в пять тысяч
морских миль
но место для размещения дополнительного
запаса угля было в отличие от варяга и
богатыря
аскольд был 3 винта вам то есть у него
было 3 ходовых машины и за счет того что
машины были более маленькие по размерам
у него не было тех проблем которые были
у варяга
тут надо понимать такую особенность что
паровая машина того времени она
монтировалась на раме в цеху и жесткость
и этой рамы оно было достаточное для
того чтобы машину как единое целое взять
краном и переместить на корабль где она
опускалась на фундамент который был
связан с корпусными конструкции вот у
варяга машины были самые большие по
размерам а корпус был довольно хлипкий
в силу того что надо было
экономить на всем проектанта фундамента
машинного как такового на варяги тоже не
было просто в районе размещения машины
были соответствующим образом
спроектирована шпангоуты и на них были
легкие проставки на которые становились
машины но надо понимать что корпус
корабля
это не абсолютная жесткая конструкция он
гнется волнений вы можете посмотреть на
ютьюбе
как гнется современный 300-метровый
контейнеровоз камера стоит в одном из
помещений и видно как 300-метровый
корпус корабля изгибается на волне не
января
129 метров длиной а сколько примерно
столько же конечно это не триста метров
контейнеровоз но тоже на волне не гнется
если машина паровая не обладает таким
узлом как карта
который блок цилиндров которые
обеспечивают жесткость автомобильного
двигателя the machine деформируется на
ходу вследствие чего на волнении
нагрузки на подшипники
не такие как на тихом море и
соответственно под воздействием
конструктивных дефектов машин и под
воздействием волнения и общей деформации
корпуса машина варя годовой
нам быстро вышли из строя меньшие по
размерам машины аскольда
спроектированные иначе они работали без
проблем и аскольд доказал свою
надежность но обратите внимание у
аскольда гладкий гладко палубный корпус
носовой надстройки как на варенье палуба
к у аскольда нет за счет этого
мореходность аскольда хуже чем
мореходность варяга и богатыря
а ну и кроме всего прочего
расовые орудие носовое орудие стоит на
носовой надстройки перед боевой рубкой и
также в бортовых казематах на верхней
палубе
они оказываются под воздействием брызг
брызги при отрицательной температуре это
объединение на верхней палубе аскольда
черные места это щит и орудий главного
калибра 152 миллиметра вот они стоят вот
так ниже верхней палубы в бортовых
казематах они закрыты орудие 75
миллиметрового калибра мы всему того что
корпус низко аборт ный то на тихой воде
аскольд может пользоваться семидесяти
пяти миллиметровыми орудиями при
более-менее сильном волнении возникают
определил
не проблема а сколько показал себя очень
хорошо а на испытаниях он превысил
проектную скорость вместо 23 узла фона
развил скорость почти 25 узлов некоторые
источники утверждают что во время
русско-японской войны когда была очень
на дон превышала 25 узлов и рубеж но
опять же корпус слабенький и уже на
ходовых испытаниях выяснилось что
аскольда бьет вибрация
но если корабль бьет вибрация
то это во-первых неприятно потому что
если товарищи офицеры сидят в
кают-компании туча из стаканов
расплёскивается
и вибрацию в те времена измеряли по тому
сколько чая из полного стакана
расплескается
в общем там расплескивал ась порядка
половины стакана
но под воздействием вибрации оказываются
и орудия
это означает что те режима в которых
корпус бьют вибрации это не был ее
режима потому что стрельба из-за орудий
даже при точном указание не станции
будет безрезультатно в силу того что или
с рассеиванием
будет гораздо шире чем если те же
орудием будут стоять на неподвижном
корпусе ним когда отсутствуют вибрации
ну кроме того аскольд это единственный
проект который полностью соответствовал
требованиям технического задания
предполагалось что корабли заказанный за
рубежом при необходимости могут стать
образцами для проект создания
кораблей таких же в русском флоте
строящихся на русских верфях либо сериях
будет заказан на заказчику строительного
головного корабля но русская высшая
командования не могло выдержать силуэта
5 трубного крейсера это было
несовместимо с их понятиями поэтому
аскольд хотя формально удовлетворял всем
требованиям в серию не пошел крейсер
после боя 28 июля прошел
восстановительный ремонт
служил в русском флоте до революции
революция застала его за рубежом поэтому
он советскому хватом достался потом был
сдан
у
богатых это богатый на момент вступления
в строй в общем проектант слукавил он
отчитался о том что
уложился в 6000 тонн водоизмещения
ну когда по проекту богатыря в россии
строились крейсера это олег на балтике
очаков на черном море
память меркурия на черном море то
выяснилось что фактическое водоизмещение
богатыря
6700 то есть немцы очень сильно
слукавили
благодаря тому что немцы проектируя
богатырь не заморачивались с тем чтобы
уложиться в 6000 тонн водоизмещения
из всех этих кораблей он оказался самым
лучше ну во-первых высоковольтный корпус
обеспечила хорошую мореходность
он был несколько по шире чем варяг
поэтому жесткость корпуса была выше чем
варяга аскольда его богатыря не было
проблем с вибрациями
что касается размещения артиллерии
артиллерия размещается главный калибр
6-дюймовые орудия
на носу и на корме двухорудийные
броневые башни
кроме того еще по одному орудию в
броневых казематах то есть получается
так что на носу и на корме
на обоих бортах в броневых башнях по 8 и
по 4 орудия и всего 8 на орудии за
защиты более менее нормальной брони
машина казематов
еще 4 орудия стоят за щитами на верхней
палубе в средней части корабля
богатыри не показал рекордов скорости он
честно преодолел 23 узлов и рубеж
пробежал полным ходом 12 часов и все
было хорошо артиллерия 75 миллиметрового
калибра на богатыри я расположена
частично в бортовых казематах под
верхней палубой
к частично в палубных установках
заседания
дальше по проекту богатыря в россии было
построено несколько крейсеров олег
принял участие в цусимском сражении
и в общем-то хорошо себя показал он
получил 14 попаданий снарядов калибра
152 203 миллиметра дважды избежал взрыва
артиллерийских погребов из-за
вспыхнувших на нем пожаров команда
смогла с ними справится но потери
личного состава благодаря броневой
защите на нем были ниже чем на варяги
авроре
у тварях получил 11 попаданий
31 человек убито около сотни ранено
аврора в ходе цусимского сражения
получила 18 попаданий
там тоже было довольно много убитых и
раненых она олиги было всего убита 12
нижних чинов и ранено 36
один смертельное 7 тяжело было ранено
два офицера я один контужен олегом
командовал капитан первого ранга
добротвор он характеризовал этот крейсер
словами руки в перчатках имею ввиду
броню на артиллерии все тело голая уже
после русско-японской войны обсуждался
вопрос о том а не поставить ли на
крейсеры от типа
богатырь броневые по iso
но до этого дело не дошло хотя
технические возможности были и такие
проработки виделись
вот такие были разные корабли построены
по одному и тому же техническому заданию
одному и тому же своду требований
но главная проблема была все-таки этих
кораблей техническое задание
давайте военно-морской академии клада
писал об этом по завершении
русско-японской войны
что касается больших бронепалубных
крейсеров то бесполезность их вне
всякого сомнения очевидно
да об этом не стоит распространяться так
как это было решено за долго еще до этой
войны во всех флотах
за исключением к сожалению русского если
японцы могли извлечь пользу из своих
бронепалубных крейсеров то лишь потому
что у русских не было броненосных
крейсеров но в японском флоте
бронепалубные крейсера крейсера не
имеющие броневого пояса по ватерлинии
они были примерно вдвое меньшего
водоизмещения чем русские крейсера и они
не предназначались для участия в
эскадренных боях кроме броненосцев
японцы имели броненосные крейсера
они эмилия броневой пояс по ватерлинии и
всю артиллерию по крайней мере главного
калибра размещенную в броневых башнях и
броневых казематах поэтому они обладали
большей боевое устойчивости и
участвовали в боях наравне с
броненосцами поскольку при обстреле
фугасными снарядами они не утрачивали
боевой устойчивости
попадание бронебойными снарядами они
населить
личный характер так считается что варяг
смог добиться одного попадания в асану в
результате чего его кормовая башня вышла
из строя при статистике попадания в
пределах двух процентов то есть два
снаряда на сотни выстрелов в общем-то
броненосные крейсера и при обстреле
бронебойными снарядами тоже в
большинстве случаев не утрачивали бы
способность поскольку для утраты
боеспособности требовалось проникновение
снарядов машинные отделения не был
артиллерийские погреба на таких случаев
за всей истории русско-японской войне не
было можно анализировать конечно
и качество постройки русских броненосцев
тоже вот по принципу техзадания
конструкция
качество изготовления
но если говорить о тех заданий то есть
сводит требования которые предъявлялись
к броненосцем то это были типичные для
той эпохи бани но sci ни лучше ни хуже
да они примерно на 2000 тонн были по
водоизмещению меньше чем японские одно
два орудия 6 дюймового калибра низ не
меньше чем японским но это была не
принципиально и
принципиальные было другое
дефективные боевые рубки наличия дерево
в интерьерах мебель была деревянная
в этом отношении в орехами
преимущество перед всеми кораблями
русского флота поскольку на нем было
минимум дерево
вся мебель была стальной но опять
интересно вместе с варягам россия
получила чертежи этой корабельной мебели
и еще один комплект образцы в российской
империи не нашлось ни одной фирмы
которые бы взяла на себя подряд
изготовления стальные мебели для
кораблей русского флота хотя по логике
вещей в общем то надо понимать что это
[музыка]
долговременный поток заказов поскольку
корабли строятся
будут строиться ней без мебели они быть
не могут но тварях даже при том что он
был непригоден для боя на нем не было
катастрофических пожаров во многом
благодаря тому что это был первым
кораблем русском флоте в интерьерах
которого практически не было день
в не было деревянной мебели
практически не было деревянной обшивки
на остальных кораблях дерево было очень
много и во время цусимского сражения
две башни среднего калибра 6 дюймового
на броненосце александр суворов
прекратили вести огонь потому что в них
невозможно было находиться из-за пожаров
которые пали полыхали вокруг они не были
повреждены огнем противника но в них
невозможно было находиться потому что
горело деревянные обустройства жилых
помещений броненосцы то есть это тоже
будет корабли которые были непригодны
для боя в этом отношении интересна
судьба броненосца рю который достался
японцем в общем из-за ошибок в
технических заданиях запас водоизмещение
в русских кораблях
он был минимален а поэтому реально
получалось так что корабли вступали в
строй со строительным перегруз но для
броненосцы это погано тем что главный
броневой пояс оказывался в воде ниже чем
должен был быть и его эффективность
оказывалось тоже ниже чем могла быть не
должна была быть по проект вот японцы
после того как он достался избиты орел
они ободрали с него практически все до
уровни броневой палубы потом надстроили
корпус не меняя обводов убрали
бесполезными для броненосцы мало
календарную артиллерию и
6 2 орудийных башен калибра 6 дюймов
заменили на палубные установки s203
миллиметровыми орудиями и при этом они
смогли
уложиться в проектное водоизмещение
13 тысяч с половиной тонн то есть орех
был единственный корабль который японцы
и реконструировали после захвата и он
стал лучше чем был по проекту ну такова
специфика
в общем все таки я хочу сказать еще раз
что я рассказывала кораблях не потому
что это темы истории
а потому что корабли это иллюстрация на
тему о том что даже по одному и тому же
техническому заданию могут быть
спроектирован и
образцы продукции которые будут
конструктивно различаться очень сильно
но в любом случае качество будет на
уровне заданном с вводом требований ну а
если проектант
найдет возможности для того чтобы в
каких-то случаях отступить от свода
требований по качеству продукции может
быть выше чем задорно
ошибочным сводом требование потому что
если вот опять же рассматривать три
проекта то он богатырь который сейчас
виден на фотографии он был лучшим из
всех
но благодаря тому что немцы сразу решили
что калле в свод требований не уложиться
то надо построить хороший трейсер с
некоторыми отступлениями от этого свода
требований и обеспечить себе заказы
действительно такая стратегия проектанта
богатыря она оказалась вы должны хотя
корабля вы укладывался в требовании тем
не менее именно он послужил прототипом
для строительства
нескольких русских крейсеров аналогичных
по конструкции с ними
разница была в чем в германии
действовала метрическая система в россии
действовало английская система мер и
весов
поэтому чертежи богатыря напрямую
невозможно было использовать их пришлось
перевести в дюймовую систему ну-ка
ошибка в проектировании богатыря можно
отнести развитый таран дело в том что
после лидское битвы до первой мировой
войны военный корабль без сторона
военные теоретики представить не могли
но если у варяга либо
аскольда стороны были чисто
символическими да они как бы
присутствовали в конструкции но
[музыка]
таран варяга
уходя под воду был практически плоским
таран богатыря не богатыря аскольда он
был
вблизи ватерлинии не был развит поэтому
одна фотография аскольда
видно что носового барона практически
нет нет потому что благодаря нет нету
тарана богатыря коран был развит
фотографии богатыря на ходу нет то но
можно посмотреть в интернете есть
фотографии других кораблей ту эпохи на
ходу которые имеют таран вот все
таранные корабли
растрачивали энергию на то чтобы гнать
волну перед собой если бы немцы сделали
богатырь тоже с каким ним
символическим плоским тараном то он
помог ходить еще быстрее
либо они могли бы сэкономить на весь и
энергетической установки и сделать еще
что-то полезное для того чтобы корабль
бы лучше чем состоялся в
действительности
поэтому еще раз надо мыслить процессы
создавая любую технику вот еще я покажу
одну картинку
тема о том чем отличается процессная
мышления от такого статические дискретно
логического
вот слева боевая рубка и башни главного
калибра носовая
линейного корабля императрица мария
черноморский флот первая мировая война
обратите внимание голый дальномер без
какой-либо броневой защиты и
соответственно
статистическая предопределенность что
при интенсивном обстреле
этот дальномер либо прислуга при нём
будут уничтожены
осколками и ударной волной чем угодно
либо прямым попаданием под голым
дальномером двухъярусная броневая рубка
она бронированная ее конструкции уже
отличается от конструкции
боевых рубок корабли эпохи
русско-японской войны она полностью
бронирована в ней узкие смотровые щели
закрытые бронированными стеклами ну в
общем это уже получше справа
разрез броневой рубки немецкого
линейного корабля но обратите внимание
на то что в ней два бронированных
помещения
1 командный пост оттуда осуществляется
управление кораблем там стоит штурвал
там находится командир
штурман еще какие-то
сера артиллерийский пост вынесены в
отдельные помещения
отделенные от командного поста броневых
перегородкой in дальномер который уходит
в артиллерийский пост он смонтирована в
бронированной трубе центральный узел это
как перископ труба крутится офицер
дальномер чик матрос кто им управляет
находится заброневым контуром и в общем
то вот эта вот система она защищена от
поражения по крайней мере осколками
кормовая броневая рубка оно устроено на
немецком линкоре точно также
кроме этого есть дальномер и в башнях
артиллерийских вот такая конструкция оно
было не лучшее для эпохи первой мировой
войны когда дальности стрельбы были в
пределах 20 километров это было видно с
уровня боевой рубки также обратите
внимание что боевая рубка она по форме
как стакан то есть
вверх он большего размера чем низ это
тоже целесообразно
поскольку в случае попадания снарядов
они имеют дело с наклонной броне они
перпендикулярны если снаряд попадает под
углом к броне то выше вероятность
рикошета дауна идет вниз куда-то
повредит какие-то конструкции но он не
проникнет в
в бане вы и контур ну а конструкция
боевой рубки линейных кораблей типа
севастополь на балтике линейных кораблей
типы императрицы марии на черном море
конструкция боевых робок линейных
крейсеров типа исмаил которые не были
достроены наряду с обликом крейсеров
типа светлана и конструкцией
их но это показатель того что тусим а
ничему не научила если бы первая мировая
война началась после того как эти
корабли были бы достроены вступили в
строй
имба довелось участвовать в морских
сражениях
русский флот бы имел бы уйму
неприятностей именно из за того что
техзадания содержания ошибки
конструктивные решения
ну тиражирование решение прошлых эпох
без учета возможной реальной боевой
обстановке в котором этим кораблям
предстояло мы действуем так что
эта лекция была не отцу семья меня
кораблях истории военного
кораблестроения она была иллюстраций на
тему о том что надо думать процесс на
когда вы хотите управлять
жизненным циклом продукции и думать
процесс на надо и на стадии разработки
свода требований и на стадии разработки
конструкции самих кораблей или другой
продукции надо понимать закономерности
что качество изделия не может быть выше
чем качественной техобслуживания
качества обусловлены и техобслуживания
мне может быть выше чем качество
конструктивно обеспечена и конструктивно
обеспечена и качество не может быть выше
чем качество заданная с модом требований
при условии что проектировщик
не выходит за пределы которые задаются
вот требования на этом все на сегодня
спасибо за внимание до свидания

Комментарии:

Нет комментариев.