Текст (субтитры) к видео на Youtube

Описание: Гости студии Андрей Константинов и Николай Смирнов рассказывают о творчестве фантаста Ивана Ефремова. Постепенно проходя по библиографии писателя гости раскрывают фантастический мир, созданный Ефремовым, не забывая подчеркнуть в какое непростое и великое для нашей страны время были написаны эти книги.

Ведущий: Александр Марусев

Больше позитивных новостей на официальном сайте информационного агентства
«Аврора» - https://aurora.network
Телеграм - https://teleg.run/aurora_network
ВК - https://vk.com/aurora.network
Инстаграм - https://www.instagram.com/aurora.network/
ФБ - https://www.facebook.com/groups/aurora.network/
Одноклассники - https://ok.ru/khazin
ЖЖ- https://auroranetwork.livejournal.com/

Нуль-пространство Ивана Ефремова (Андрей Константинов, Николай Смирнов)

#Аврора #РадиоАврора #АндрейКонстантинов #НиколайСмирнов #АлександрМарусев

Субтитры:

[аплодисменты]
победили нацизм
теперь проверим дуст реализацию где была
она актуальна как нашей стороне теперь
следующее это надо заняться собственно
самом главном надо заняться человеком а
в этом смысле как бы земля не то могут
это сделать я не сами являются таковыми
утром in сиам как раз жесткие очень
ригидные установки там он ее заостряет
до предела и это даже не полемическое
заострение айда онтологическое
заострение вот так бы и сказал
всем добрый день мы на авроре а это
передача про космос за космос его
космосе
сегодня ведущий александр марусев и мы
продолжаем передачу об иване фильмами в
которой в прошлый раз участвовал николай
смирнов
педагог публицист философ исследователь
творчества на ефремова
и сегодня к нам присоединился андрей
константинов
здравствуйте да значит андрей
константинов тоже философ тоже публицист
и лидер сообщества на один год и мы
остановились в прошлый раз на часть я бы
к которым совсем не поговорили на самом
деле у нас
мы говорим да продолжаем разговор об
обществе и человеке о фантастике и о
самом ефремове до его жизни его истоках
его то сказать о нем они давно я думаю
вот она сейчас расскажет прошлый раз его
не было если говорить о часе bk
прошлая прошлая передача была посвящена
в основном роману туманность андромеды
если говорить о часе бы коту час быка
можно рассматривать правомерно
рассмотреть как с одной стороны как
продолжение этого романа
там упоминаются герои
туманности андромеды упоминается веда
конг
рен боз дар ветер рагнар струп то же
время события романа час быка
развивается через bus ним веков после
событий туманности андромеды это
самостоятельная книга посвященная
разработки других тема
если проследить происхождение и 100
истоки этого романа
инсту истоки стоки обеих книг на самом
деле там мы окажемся в 1944 году когда
иван антонович
написал рассказ обсерватории нур-и-дешт
в котором впервые из показал человека
стоящего под звездным небом и
размышляющего а звездной грядущий судьбе
человечества это был 1944 год еще не
закончилась война там в рассказе тоже
главный герой это фронтовик который
просто восстанавливается после ранения и
помогает археологической экспедиции в
средней азии и вот он стоит под звездным
небом и размышляли
ливень артиллерист лебеди совершенно
верно да стоит под звездным небом и
размышляет о том что вот однажды
человечество шагнет звездам встретиться
с братьями сестрами по разуму которые
там потому что космос не может быть ни
населенном среди такого огромного
количества миров не может быть чтобы
только одна планета на всю эту вселенная
была обитаема
разумными существами но прежде чем
шагнуть туда нужно навести порядок на
своей планете и вот вот это вот его
кредо кредо писателя дальше в
последующих его книгах развивается и в
туманности андромеды и в лезвии бритвы и
в часе быка и еще до туманности
андромеды в повести звездные корабли где
впервые в нашей литературе который
впервые на первое первое произведение
нашей литературы где показан посвященный
межзвёздным сообщим межзвёздным
перелётам межзвёздным перелётам
задумка написать большую звездную
повесть
туманность андромеды у ефремова возникла
где-то в начале 50-х годов в статье 61
года он говорит что примерно десять лет
назад то есть получается 51 год начала
пятидесятых
потом она обрела какие-то уже осязаемые
черты где-то в 55 м году когда он после
болезни восстанавливался в находясь в
коктебеле в доме волошина который был
который принадлежал союзу писателей и
там как он писал в говорил в одном
письме его звездная повесть набирает
разгон и сразу же по мере того как в
звездный пояс на перила разгон нужно
было решать
возникали проблемы которые нужно было
решать это проблема какие будут люди в
то время как будет устроена планета и
вот этому всему туманность андромеды и
была посвящена но после после того как
эта книга вышла после того как она
произвела огромное впечатление она
совпала
пол времени выхода это первая журнальная
публикация 1957 год она совпала с
запуском первого в истории человечества
искусственного спутника земли
оно совпало с началом оттепели
такова была и пахали такой был
эпохальное изменения и
во многом она даже генерировала ту
энергию на которой вот эти изменения
происходили произвела на огромное
впечатление на общество
начался новый этап в развитии
научно-фантастической литературы
у нас а может быть и не только у нас
после этого закономерно возник вопрос а
что делать сейчас для того чтобы однажды
там через тысячу-другую лет прийти к
этому состоянию как камеру который
описан в туманности андромеды ответом на
этот вопрос стал роман
лезвие бритвы где говорилось о том что
вот мы нак мы решили все насущные задачи
мы на кормление голодных мы это имеется
ввиду индустриальный мир накормили
голодных вы лечили больных победили
нацизм теперь провели индустриализацию
где была она актуальна как в нашей
стране теперь следующее так надо
заняться собственно самым главным надо
заняться человеком вопросами его
агуреева радости и для этого нужно и на
и на этой основе строить общество
будущего для этого нужно развития такой
науки как психофизиология например и
других наук главный герой романа лезвие
бритвы то врач который как раз выступает
за создание и развитие науки
психофизиологии но со второй половины
60-х начале мир начал меняться не
наверно не в лучшую сторону то есть вот
этот вот заряд энтузиазма вот этого
послевоенного что впереди все будущие не
безоблачно но в смысле понятно куда нам
двигаться вот этот заряд энтузиазма
такого оптимизма исторического стал
угасать
и стали появляться тревожной тенденции
угроза сохранялась угроза ядерного
уничтожения нарастало угроза
окружающей среде был карибский кризис
все вот эти вот темы стали создавать вам
стали отражаться в культуре виде
появления разного рода антиутопий и вот
роман час быка был таким ответом автором
антиутопий иван антонович говорил что я
все эти романы предупреждения или
антиутопии были бы даже полезны если бы
кроме всяких страшилок они показывали а
как выйти из тех ловушек которые будущее
нам уготовила что делать а никто не
говорит и вот иван антонович
как раз посвятил свой роман в том числе
этому не только показать к чему могут
привести ты тот те тенденции которые во
второй половине 60-х
кто-то ещё был такой зловещий
символический но зловещий символическое
на зловещие события это гибель гагарина
как раз не только почему от привести эти
тревожные тенденции но и как их избежать
а если уж попадет попадёмся в эту
ловушку как из нее выйти так была
смоделирована фантастическая планета
торманса
населенные беглецами из земли примерно
нашего времени то есть конца и
разобщенная мира начала эры мирового
воссоединения люди эти беглецы земли
которые в силу случайного совершенно
невероятного стечения обстоятельств
оказались на далёкой планете пригодные
для жизни заселили и и они ее освоили но
так по хищнические по капиталистическим
они освоили в духе пионеров дикого
запада они прошли через экологическую
катастрофу они прошли через
демографическую катастрофу a villa его
убили его были уже беглецы да да да но
ты здесь эта же тема и они прошли через
мировую войну между полушариями там два
полушария планеты которые столкнулись в
войне и после этого то что та структура
которая образовалась на планете тормоз
после этого была жесткая вертикаль
пирамидальная структура
где общество стратифицированные
на нижнем слое пирамиды нижний слой
пирамиды составляет самый широкий класс
неквалифицированных работников ручного
труда так называемый кажи то есть
короткоживущие почему они так называются
потому что они живут до 25 лет после
чего они отправляются во дворец снежной
смерти и они они гордятся тем что их до
отправляют это хорошо это круто потому
что мы умираем молодыми мы не страдаем
от болезней мы не стареем и мы не
страдаем 7 теме заморочками которыми
страдает старшее поколение
следующий слой более узкие это слой уже
квалифицированных работников это
научно-техническая интеллигенция это
люди искусства но the hole
специфического искусство восхваления
мудрого политического курса который
проводит руководство планеты это жить
долго живущие они не живут 25 лет они
живут до старости чем характерна что эти
коротко живущего в ареале
томаса живут сто лет потому что год 4
раза четыре раза вас тренер даг моя цель
тогда я перевожу до перевожу на наше
видео на незе на земные на земные годы
следующий слой
еще более узкий это всякие сановники так
называемый лил лиловые до низменности
сановники которые сановники
государственное дальше над ними стоит
совет 4
над советом 4 стоит председатель но один
из этих четырех это председатель совета
четырех председатель пишется с большой
буквы эти вот такая вот пирамидальный
очень устойчивое к стволу
пирамидальная кастовая структура да и
она спал с по-своему рационально потому
что после тех потрясений через которые
прошла планетой результате вот этой
ресурсной скудости наступившей другая
структура вела бык хаосу и для того
чтобы преодолеть чтобы разрушить эту
пирамидальную систему и при этом создать
что-то более конструктивное
в сознании обитателей планеты нужно было
поменять саму парадигму парадигм
общественного устройства есть такая
исследовательница
рианной слиер австрийской если не
ошибаюсь
автор книги чаши и клинок в которой она
предложила две базовые модели
взаимодействия людей друг с другом
обществ стран друг с другом и людей
человек людей с природой общества с
природой одна модель на самом деле она
не менее древние но она мы начнем с ней
эта модель господство подчинение
конкуренции захвата завоевание вот
стопроцентно сто процентов эта модель
это воплощено над
у нас как раз ну и сейчас на земле она
преобладает земных обществах она
преобладает и другая модель эта модель
партнерство как она звала она ест лир
вот наш расширить партнерство
товарищества совсем другая когда у нас
есть какое-то противоречие согласно
модели партнерства мы не должны
становиться в боевую стойку и спорить за
ресурс а мы должны сказать у нас с тобой
общая проблема вот это наше противоречие
это наша с тобой общая проблема давай
вместе подумаем как мы и решим и вот
экспедиции с земли будущего и от начала
5 тысячелетия нашей эры удалось там
всего было 13 звезда летчиков 5 из
которых на родину не вернулись они
заплатили своими жизнями
это экспедиции будущего удалось
благодаря тому что они были подключены
говоря языком теории систем к системе
более высокого уровня к великому кольцу
благодаря их личным качествам
психологическим интеллектуальном
эмоциональном они смогли благодаря их
техническим возможностям они смогли эту
зерна этой новой парадигмы заронить
посеять в сознании людей торманса и
мирно top man se стал меняться и в конце
концов изменился необратимо в лучшую
сторону вот если коротко выделить одну
из линий там очень много мыслей и идей в
этом романе лад если одну из идей
выделить то она будет такой очень хорошо
что ты упомянул про а если рычащий
клинок вот эти две парадигмы базовый
интересно то что
[музыка]
ефремов четко проводил ну вообще по
жизни как мы знаем да отличие между
идентичными качествами
реализованными высших колесницей или
низшей колесницей
то есть качество может быть от одно
условно говоря эмоциональности до
выраженная высшим образом через высший
колесниц буддийский термин это даст
высшую сердечность некую такую
эмпатическую душевность да а через
низшую колесницу ну понятно стервозность
там вместе личность и так далее то есть
качество одно реализована она может быть
различна но это как вот мы водим курсор
да там цветопередачей на компьютере он
может быть мутной замутненный может быть
наоборот очищенные яркие очень-то нации
то и в этом смысле мы видим что до
гендерная проблематика которая для
ефремова
была одной из базовых составляющих его
творчество в принципе он помимо других
не менее важных здесь опять таки нет вот
этого момента что мог четко выстраиваем
по номерам здесь не получится ефремова
эти вещи слишком взаимосвязаны они
структурные в плане кристалличности они
в плане вот такой жесткой вертикальной
иерархии но получается что земля
является неким таким минским элементом
проходящим
высший колесницей от armand является
ярким элементом
проходящим как раз мешей колеснице то
есть они встречаются и ней on
встречаются в точке zero
если угодно вот а
[музыка]
чтобы добраться до этой точки надо
вырастить себе и противоположное
качество тоже
вот в этом смысле как бы земля не то
могут это сделать и они сами являются
таковыми утром он sean как раз жесткие
очень ригидные установки на
односторонний подход ко всяким проблемам
и вот вся книга вот с этой точки зрения
если она будет просматриваться да вот мы
будем просвечивать час быка
мы увидим что каждая проблема она
освещается с двух сторон со стороны
термин sean который видит грека и
[музыка]
проблему односторонний видит и и решают
тоже односторонняя женска прямолинейно и
доводя по-своему до логического
завершения ну то есть до смерти большому
счету а земля не решают проблему с
физически если угодно то есть ее
окутывают разнообразием взглядов
возможностей дают ей
как бы время состояться вызреть и
решится в каких-то других условиях а
пока создают к этому возможности то есть
и здесь зацикленность тех же term and
sean на текущем моменте здесь и сейчас
мы тесно связаны вот с короткой жизнью
многих из них причем это не то здесь и
сейчас которая ему заповедана нам будьте
как дети до то есть как вот
воспринимаете мир во всей его
красочности глубине а то я здесь сейчас
что ты воткните с носом в пол и
как бы идите так не поднимайте взгляд не
смотрите вверх естественно это здесь
сейчас постоянно приводит в кювет и
постоянно в косяки приводят в бы этих
людей
естественным образом и вот такой вот
планета стенаний получается большому
счету от бесконечных в ты к ней вытекает
ее косяки
ефремов включает категорию времени я вот
уже в прошлый раз про это говорил но
этот стоит подчеркнуть тоже особо еще
один важнейший фрагмент его творчество
основа через которую тоже можно по
своему все просветить и недаром в точке
по сути дела золотого сечения романа
если брать структуру романа и ну его
длину собственно говоря то в точке
золотого сечения как раз описывается
храм времени тоже интересный момент и на
нем внимание очень западает заостряется
из-за этого вопрос времени преодоления
времени соответственно он является для
ефремова конечно важнейшим потому что мы
люди ограничены во времени добр в
пространственной во времени и мы вот
должны успеть все что мы хотим успеть
а нам не дают вот это вот наша природа
инфернальная она нам не дает и не даром
герои
ефремова живут намного дольше то есть ну
там уже в части бака это в районе 300
лет
а вот они герои торманса они являют
собой противоположную крайность и многие
из них доживают только до 25
ну кто то живет дольше но там все это
тоже наполнена большими проблемами и по
сути дела творческое то этот творческий
пик он невелик и второй момент тоже на
который прямо в делает акцент
информационное агентство аврора наша
точка зрения станет вашей точкой опоры
опять-таки вторые потому что просто так
вот сейчас приходится сказать я
подчеркиваю что здесь нет вертикального
подчинения
что вот есть основное а все остальное
как бы дополнительное ничего подобного
здесь на принцип дополнительности
работает скажем так избирательна в том
смысле на чем мы сосредоточим внимание
вот если представить такой на некий
многогранник прозрачный кристалл в наших
руках
там и мне утром врачевать и разными в
сквозь разные грани смотреть по-разному
будет через эту призму проходить свет на
грани капот от все равноправны
да но грани будут равноправны
естественно да и
им и мы сможем увидеть другие грани
сквозь призму вот по-своему повернутого
вот этого многогранника в этом конечно
уникальность и ефремова в том что он
дает именно вот такую чаши подобную что
ли конструкцию сферическую это не просто
какой-то вот линейный какой-то удар вот
он показал пальцем все
а что здесь а что здесь он все
показывает как бот вбирает в себя и
получается что каждая каждый элемент
романа можно связать с другим таким
элементом но в данном случае под
элементом я имею ввиду какую-то ключевую
тему вот несколько уже мы назвали тем да
есть же еще там тема вот главной героини
например фай родис уникальные женщины в
мировой литературе вообще то есть но нет
таких больше тема гендерно
ориентированного космоса вот эта
структура ефремовский шакти томас
который по большому счету представляет
из себя
софию премудрую или там мусора совать
если угодно здесь какие-то могут быть
разные моменты матерь мира рериховское
способности человека способности прямого
луча так называемых про которой речь уже
ведется в туманности андромеды тогда в
обществе туманности андромеды их
сознательно задерживают иордана лета
прописывает специально поскольку мы ритм
и не готовы пока что слабое
это она говорит в части бака уже
нормальные уже сильный но там как раз и
этот момент тоже
акцентируется почему вот упоминаются
многие герои прошлого да вот то и 800
летней давности говорится что они слабее
да они как сильные для тех кто был до
них но для того чтобы вот проходить вот
этой тончайший линий
через нуль-пространство они ещё пока не
готовы поэтому вот открытие которое по
сути делает рен боз и но при помощи
бренному асада в тибетском опыте а на
долгие века ждет своего часа и вот судя
по сути вот в тридцать третьем веке она
происходит только в три тысячи 700 м
году у ефремова начинается эра
встретившихся рук только в 3 1700 причем
начинается очень медленно поскольку
темное пламя это только второй звездолёт
прямого луча дело происходит в 41 веке а
первый звездолёт соответственно в ну на
ген который так вот он назывался он
канул в этих вот безднах пространство и
гиперпространства может быть соскользнув
томас может быть скользнув шакти на
бесконечно далеко от
земли важно то что это идет очень
неторопливо и вот эта тема которая в
туманности андромеды проходит вот такой
доу ориентированности словам переслегина
она в части бака продолжает проходить
активно и на этом фоне вот эти вот сверх
частотные вибрации towns а с одной
стороны сверх частотные учитывая вот эту
мелочную их суету на а с другой стороны
наоборот вытянутость практически в такую
инфразвука вую линию то есть когда уже
как последнее дыхание какой такой
вот она идет идет идет идет и все и
ничего не происходит
нужно еще надо добавить с одной стороны
до неторопливость вот это дал
ориентирована продолжим analogue
переслегина дал ориентированный но с
другой стороны при этом происходит
стремительное приращение скоростей
если мы сравним с превращение звездолета
анамезон нова в туманности андромеды по
сравнению со скоростью черепахи на
скорости звездолета прямого луча я
сейчас собака по сравнению с анамезон
нам то вот это второе прощение будет
больше при чем больше неизмеримо
неизмеримо больше и космологией ефремова
она удивительна еще и в том смысле что
он говорит что этот самый запел он
вообще никуда не летит он стоит на месте
а вся вселенная закручивается вокруг
него а человек микрокосмом в человеке
способности прямого луча spl spl cpl ну
то есть здесь аналогии но они очевидно
совершенно человек средоточия вот этого
всего мира если он открывает в себе
остановится ну достоин если угодно да
вот этого это их технологий открывает их
во время пост после того уже как он
может их освоить психологически
психофизический правильнее сказать
поскольку там большая проблема и
физически преодолеть вот это
пространство даже сидя в звездолёте
то будет вокруг себя все пространство
мира закручивать то есть это люди уже ну
люди на грани
стоящие ну конечно это не участвуя
человечества до которому упоминали тоже
прошлый раз но по-крайней мере это люди
уже выходящие за рамки
ну нашего если угодно геннадий генотипа
и фенотипа и генотипа может быть и нет
хотя очищенные гены все равно он пишет
про это дантон но это люди звезды уже в
которых практически нет тени внутри них
самих то есть люди которым доступны
собственной бессознательная как открытая
книга не дармы wear narin narin или
narin narin
verloren он же говорит о verloren во
многом это альтер-эго ефремова в книге
как возлюбленной сети давно знаем что то
то и то то и се осиповны значит списана
он говорит ученом торманса мы стали выше
богов индии
то есть но это надо у думать такое
сказать это же не ради красного словца
все сказано а что такое буги индии ну
равно как и греции там и месопотамии
какие угодно боги это вот те архетипы
порталы через которые трансформируются
биологическая энергия в психологическую
по сути дела которое заряжает нас миф
проекциями внутри которых мы потом живем
в большому счету по воспроизводя одни и
те же совершенно вот эти вот витки
вокруг вокруг чего вокруг да около и и
до сих пор воспроизводя это только кто
то знает кто то не знает необязательным
приносить жертву они все равно найдут
свою жертву
вот они знания не освобождает от
ответственности ефрема люди вышли за
рамки вот этих архетипов то есть они
преодолели свой уа нималь ную породу но
он так и говорит мы свою вниманию породу
природу дары моря доливаем то есть
фактически на тормоз прилетели будем но
трудно быть богом
но скажем так прилетели бодхисаттва боги
как бы нет выше богов в том-то и дело то
что боги это то что должны быть
преодолена не путем их искоренения путем
включения их энергией и скажем так
осознанного договора с ними вот было
ваше время оно прошло
теперь время извиняюсь уже
богочеловечество по сути дела вот то
есть здесь ситуация она ну понятно
ефремов не прописывает это вот таким вот
образом но вот эти вот факты которые
здесь изложены которую я излагал они
просто это говорят об этом вот мы
вопиюще для для тех разумеется кто
разбирается в этой теме то есть
безграничный свет и вселенная ноосферы
вселенская ноосфера то есть вот этого
великого кольца да ну и помимо этого он
там описывает ники предположительно
психические субстанции где-то в центре
галактики вращающиеся там шаровидные
тысячи granny кида пульсирующие там в
океане вечной тьмы
какие зигзагообразно там эти красивейшие
описание идут
про что про структуры вне великого
кольца то есть там но не ну как она не
конечно сама по себе обязательно это
только это
этот облик этап обязательно мы выходим
размыкаем это кольцо ну вот путем в том
числе освоение
вселенной во всем ее многообразии своей
не томаса
ну томас что такое но до антимир и вот
там вот эта идея звездолёты прямого луча
на конечно для ефремова фундаментально и
способности прямого луча не вот люди без
тени конечно они производили феерическое
впечатление не даром это два инженера
таэль ну хороший человек образованный он
влюбляется фай родис потому что видит в
ней как раз вот эту самую вселенную ну
вот и и он с мать смотрит твои сказочные
зеленые очи и понимает что это глаза
человека которому открыт весь простор
мироздания а их тормоз он весь хлопнут
то есть он как ну онкологическая клетка
как некий вирус если хотите сама
замкнутой на себе и хорошо что не проще
на другие планеты но она не может
перейти на другие планеты потому что
порог по его не пускает ноги ефремовский
рокси надо роба что цивилизация не может
не самоуничтожившись
[музыка]
дурная цивилизация она не может достичь
уровня
межзвездных полетов технологическим
возможно там по своей системе летать но
они даже там не летают ну-ка что зачем
надо же смотреть как вот смотрите вниз
себе под нос да вот так вот и все и
ходить руки за голову по кругу поколение
за поколением поколение за поколением
бесконечно вот отсюда инфернальное
искусство искусство тоже еще одна тема
которую ефремов он же ее не только в
части бака развивает но там он ее
заостряет до предела и это даже не
полемическое заострение айда
онтологическое заострение вот так бы и
сказал
когда он был един формальность искусство
торманса зашкаливала все разумные
пределы что это значит это значит что
искусство отображает самые негативные
черты жизни а раз отображает значит но
тон создать вторую реальность то есть
человек смотрит на это искусство и он
что делает он все он зажат между двумя
этими зеркалами все ему некуда вырваться
он даже воображение в не может вырваться
поскольку творцы искусства своим
воображением уже создали для него вторую
матрицу
стоит в этом вот в этой подчиненные
закону стрела рима надо стоит между
двумя зеркалами и там ещё сзади и
впереди чудовище потому что искусство
тоже отражает механически отображает
внешний мир его надо преодолевать хотя
бы вот с чего андрей начал да с того что
суть ефремова было в чем преодолеем
давайте мы преодолеем наша с вами
инфернальное искусство перестанем гнать
антиутопии
на потребу дня напишем уже как
преодолеть ну вот а этого ну ясно что
искусство торманса это чуть-чуть
скажем так упрощенный вариант ну понятно
упрощенный иначе потом пришлось писать
там 30 домов во рту того что на нашей
земле творится где все простенькие
обратные связи нет вот этого размыт
они вот диада дуальность постоянно все
есть два полюса и между ними какие-то и
сколько такая верлен катрин который
интернете ринг все где 3 где размыкание
вот этой
[музыка]
структуры очень узкой
очень вялый очень энергетически главное
схлопываются во времени нет его и
искусство которое должно послужить
по ефремова в том числе для того чтобы
пробудить народное самосознание муж
чтобы осознали люди что они живут
вообще-то в большом мире народ а этого
не происходит вот тот же важнейший
нельма момент часа бы к которой на
котором следует постоянно конечно
говорить и в этом смысле
экологии планеты ужасная экология да там
раз просто расхристанная вдрызг
анна ефремовна нее пальцем показывай
ноги не уделяет скажем так
первостепенного внимания потому что
говорит вся проблема вот начинается
здесь она проблема в головах вот когда в
голове будет нормальная экология хоть
как-то начнется нa cюжeтe иначе
нормальная понятно что не не произойдет
переключение как таковое ну чуть-чуть
направимся на правильные рельсы вот
покатимся в правильную сторону тогда мы
своей деятельностью уже него плена будем
и менять ситуацию на планете осознаем ее
увидим чуть дальше вот поднимем голову
ну вот то есть он ставит этого взаимную
связь
естественно и про науку он то же самое
говорит что
незрелость вот этой тарман сеанс кай
науки заключается в уме технологических
открытий
мелких интересных остроумных но лишенных
перспективы
лишенных перспективного мышления прежде
всего лишь он их ну той самой
космической онтологии лишенных
[музыка]
постоянного памятование о том что суть
человека не в какой-то бесконечном и в
ком-то бесконечном добавление
количественном еще одной запятой
бесконечному числу каких-то мелких
усовершенствований может быть его иногда
но не первостепенно а это глобальное
раскрепощение человеческой сущности и
повышение жизненной энергии и и ученые
тормоз и не понимают мне и везут а над
когда она рассказывает и про эрос и про
вот медико-биологические проблемы на
земле но это же все
тесным образом связана и верно рена не
понимают причем там не понимают
агрессивно не понимают для них физика
математика вот предел познания вот самое
главное вир норин говорит про историю
какая история про что вы говорите но
естественно если говорить про историю
как про школьный предмет то но это не та
совсем да как мы можем с квантовой
механикой там на это сравнивать но если
мы говорим про
по словам фай родис про историю духовных
ценностей про процессы перестройки
сознания и структуры ноосферы то есть то
что как раз и является важнейшим
элементом собственно говоря рефлексии
саморефлексии человечество потом иван
антоныч как палеонтолог эволюционист мог
вкладывать в понятие истории также и
естественную историю до социальная
история как просто его логическое
развитие продолжение как единый процесс
тот взгляд который сейчас начинает
утверждаться так называемая
универсальная история или там big
history как я еще называют то есть вот
этот вот единый процесс эволюции
вселенной жизни биосферы и общество
но здесь вот на и современных
исследователей данных можно на назаретян
у ушедшего не завися надо на панова
сослаться александровича ну вот
концепция
исходящий из его палеонтологии до из его
вот этой вот науки это конечно концепция
теория инферно так назад
вам и вытекающая стрела римана как вот и
и логическое завершение уже вот внутри
двойственности самого человека это же
результат и ну как эмпирическое
обобщение сказал бы вернадский так
наверное да то есть набор эмпирических
фактов как насколько пая то есть когда у
фай родис спрашивает расскажите нам о
теории инферно она говорит на самом деле
это не теории это набор и лесовод
эмпирических данных развитие жизни на
земле которое проходило путем
многочисленного бросание вот это
игральной кости проб и ошибок в барраков
ки несовершенных не прижившихся ford все
это сопровождалось
и продолжает сопровождаться страданиями
живой материи причем чем выше
организация поскольку этот
эволюция идет по пути усложнения нервной
системы путем бесчисленно бросания вот
этой игральной кости чем выше нервная
организация тем острее ощущается
страданий живым существом в человеке она
достигает апогея и в какой-то момент
человек меняет мир чтобы преодолеть это
даже не вековое а как миллиарда лет не и
по сути миллиарда лет ней инферн вот
давайте вернёмся к истокам утопии ванги
ефремова значит наверно истоки же есть
да там может быть это чернышевский да
или нет может быть что то еще давайте
так сказать у кого есть и если речь идет
о литературных и столько раз ученый
шинкода чернышевского он упоминал связи
с чем он сказал что чернышевский показал
что мир можно может меняться
совместными усилиями людей дружными
усилиями сложно в каком-то смысле
роман лезвие бритвы можно роман
чернышевского что делать
подзаголовок из рассказов о новых людях
вот в каком-то смысле роман лезвие
бритвы
это цель
ищи версия рассказов о новых людях
ну да да я создал надо на следующем уже
уровне
затем александр богданов наверное будет
вот его роман красная звезда
в предисловии к часу быка ефремов
упоминает богданова
но правда дни все и с этим романом а в
сфере
он упоминает диалог разговор богданова
свини нам где ленин говорит александр
александрович и выбор написали роман для
рабочих о том как капиталистические
хищники расхитили
природные ресурсы планеты вот это был бы
было бы полезно книга вот он приводит
этот момент затем кроме
богданова чернышевский богданов о среди
предтечи
ефремова риффе remove называл wall
симонова назвал одним из любимых
их авторов до повлиявших на apple и
любимый роман это люди как боги
информационное агентство аврора
наша точка зрения станет вашей точкой
опоры если ряд приключенческого канал но
тут мы уже отходим собственно от и
утопии
ефремова мы скорее как то так тому же
лезвие бритвы приключенческого can вот
это конечно хамит
который покорил самого детства жюль верн
и особенно хогарт ну да собственно как
он характеризовал
лезвию бритвы в несколько год хогарт of
scam вкусе karats так он говорил да да
если мыслителя хто это можно сказать что
американский космизм да весь основан на
х верти большому счету оттуда вышел
может быть если не только а
художественной литературы гайд на вообще
об авторах а мыслительных то
ефремов говорил саиди утопистов мне
наиболее близок шарль фурье просто есть
такая оговорка ваня ладно затем от
конечно вернадский которого он называет
одним из великих мыслителей 20-го века а
может быть и не только 20 века ну там в
часе быка вообще говоришь величайший
мыслитель на rm по или 20 век он прям
век упоминает я не помню уже не помню он
он он он не мог поскольку у него там
хронология другая да да да величайший
мыслитель
и разобщенном мира может наверно быть
может быть и один из
величайший защиты земли да вот
вернадский
что конечно пиряев наверно как-то на
него я думаю что он читал ну и читаю но
разумеется ожидал беляево но беляев
это же интересно то что ефремов во
многом выполнил завет беляева беляев
осознавал что ему плохо удаются люди это
что он не может прописывать характер и
будущего то есть он пишет но характер и
настоящего
хорошего на завалящего но что-то вот
вроде стругацких и он писал в своих
статьях беляев что задача фантой научной
фантастики будущего
это изображение отношений между людьми
будущего вот это должно быть важным
моментом само по себе описание
технических устройств и так далее она
второстепенно ну как беляев это
представлял а дескать что мамы вот
падаем все время в этот тех ниц и там
есть любопытные дети пошли в в
произведении уделяю на самом деле
типажей то там миллионы любопытных как
бы это здесь его про другой речь то
чтобы описать
именно из будущего вытащить характер но
этот момент вот мы про это говорили то
что и они не мы вот герои ефремова это
не мы ни в коем случае нельзя ставить
себя на место этого персонажи говорить а
я вот поступил по-другому поэтому этот
персонаж не натуральный ну то есть такая
странная как бы я центризма такой
безумный то есть без минимальной
рефлексии готовности допустить что нам
нелюбимом дело не заканчивается что
во-первых я могу еще сам
совершенствоваться
а у ефремова были очень серьезные
основания это качественные за дэррика он
очень внимательно относился к наследию
рерихов вот и этого в туманности
андромеды так это
там много раз кавычках цитат прямо и
живой этики в части бака много
перри кличек идет прямо ну там десятки
можно параллели приводить ну вот то есть
эта тема она очень плодотворно и и
плодотворно осмыслять она имеет место
быть она источниковедческие подтверждена
то и здесь это не вопрос а вот здесь
упоминался коктебель вот я просто знаю
что там было вокруг так сказать дать
волос на некое сообщество он раскрыть с
ним насколько взаимодействовал не
взаимодействовал с него действовал он то
есть он знал был знаком с вдовой
волошина
смотри степанова нами очень хорошо сосны
в коктебеле он у них и останавливался
мне
пожилая жительница коктебеля любовь
петровна печали кина рассказывала когда
я там был что вот в конце сороковых
ну может быть начале пятидесятых я
сейчас точно приезжал иван антонович
и страстно страстно рассказывала
монгольской экспедиции а поисках костей
динозавров после бегают ложилась вот так
вот на руки головой на стол и уплывала а
после этого бегала на карадаг искать
кости дракона
конечно потом вот это вот 55 год меня
интересный вопрос для меня но он не
только для меня интересно вообще
интересных с точки зрения исследователя
когда иван антонович познакомился с
текстами живой этики
в туманности андромеды цитаты раз к вы
чины
немножко видоизмененные из книги агни
йога или там знаки агни йоги
рим это 4 отсчет а вот в этой серии до с
которой собственно и начинается серия
агни-йога до того
три книги который до того они относятся
к живой этики но не они относятся к
серии агни-йога вот и издана она была до
того два раза в 20 по моему девятом году
в париже и в тридцатые годы в риге вряд
ли они как-то могли попасть были в
советском союзе 30 годов доступ или там
тридцатых сороковых годов доступе на
широком в открытом вот возможно что
именно в доме волос попал в руки на
земле дождь я я упоминал в 55 м году
когда как раз он набирал разгон для
своей звездной повесть и вот в октябре
55 года он пишет вот что он набирает
разгон леса и звездный повесть он пишет
от из коктебеля то есть возможность что
именно в доме волос на он с этой книгой
познакомился с другими книгами он
познакомился уже позже это из переписки
видно просто
а это была по-видимому 1 и вот наверное
это был пятьдесят пятый год коктебель по
крайне такая гипотеза мне кажется уже с
юрий мир эхом познакомимся позже уже
зная
ну сложно кому он идет и о чем там с ним
разговаривать наверное ну там же были
аррен ты там много чего она ничего не
запомнил а из их разговора она
присутствовал при этом но ничего не
чакры написал они там на меня
внимательно посмотрели и читая все и
ушла ну как этот печорское ушла это от
рассказа потом интереснейший момент
опять таки это
генезис социума собственно говоря вот
этого
тарман сеанс кого генезис из чего он его
герои там ищут из чего бы это может быть
и в общем они говорят что это какая-то
странная такая комбинация застывшая
между олигархическим капитализмом и
муравьиным уже социализмом то есть вот
это вот тут категория муравьиный же
социализм введенной ефремова
она показывает нам она показывает что
понятно откуда она и брал но там много
ссылок на малышки китай разумеется
причем ссылок ну прям их как бы это
слепой не увидит это культурной
революции да да да да да я там сады
целом молодцам то есть анаграммы все эти
ефремов очень активно использовал
анаграммы
зашифровывал часть информации о минах то
есть имена его это вовсе не такие как бы
от головы придуманные звукосочетания там
ну вплоть до того что ну например вот
одна из героинь и туманности андромеды
проходная просто проходной персонаж you
the guy что она делает она предлагает
озеленить марс все обсуждайте
предложению ты гой вы посмотрите на
поверхность марса до сравните с
поверхностью штата юта но это просто
близнецы-братья практически а что такое
гай это среднерусская слова означающая
такой смешанный лес вот два слайда view
the guy украинское слово да да да да да
а я нога и ходила на томпак витку и
получается что вот из юты сделать гайд
то есть это прям даже но такие вот
моменты даже там maven масс имя там на
переводится на суахили
это не просто набор слов по начальник
сторожевой башни как-то так называется
сейчас уже точно все это не помню фай
родис тоже там чеди даан и очень
интересны этимологии он чите down хотел
сделать главной героини поначалу
социологию а потом сделал историка
главным героем
чеди даан дам
это племена богини дану тут хидана это
не кельтская богиня упоминаемая в
произведении грейвса забываю название
все время как же книга суперкнига
который он читал тоже вы я тебе не
помощник на ребят ну как так то то но
это грейвс я сказал главное
который следовал моменты матриц int
речных этих вот поклонение начинающихся
еще с буквально чуть ли не с неолита с
раннего там медного века проходящие
через поэтические сообщества но там
активно это их тайсо финско использовал
данные из этой книге она у него на у
крыса
должен помнить ладно вылетело из головы
как мне трудно это потом восстановить и
[музыка]
это именно та же ну имеет она как
водительница богиня водительницы
кельтского народа которая сражается там
против ракшасов против таких всяких
чудовищ и тому подобное народ не
кельтского пошиба ракшасов там всякие
гоблинов то есть опять-таки не случайно
вот я то есть вот эта вот семантика имен
названий конечно же темное пламя не
просто так темный апчу не светлая пламя
но потому что тайный огонь темный огонь
это вообще знак эзотерического знания и
прямо вообще говорил что по-хорошему
современные ученые если будет был бы
больше ответственности они создали бы
свою эзотерик нынче не занимались бы
проблемами которые опасны и а то что
открывали бы
власть имущим не особо бы раскрывали ну
как алхимики древность в большому счету
вот которые занимались вообще другими
вопросами химия обычно едите об
результате получилось извините товарищ
химик ну то есть вот в этом плане
конечно роман он необычайно обширен и
многопланово черезвычайно и часто очень
я одну много
вижу всяких реакцией на него и вот
поверхностная социологическая
проблематика она на самом деле часто
заслоняет основы то есть но
социологическим трактатом с ним легко
дискутировать вот вы находитесь в одной
плоскости до передвигаете как вот игра
пятнашки да вот мы передвигаем разные
конфигурации из циферка из этих
складываем и вот у нас начинается к этой
дискуссия а здесь очень глубокие
основания
я не просто так начал с того что вот
описал этот дадут многогранник поэтому
час быка явление конечно уникальная в
нашей литературе
она уникальна и вообще в мировой
литературе и она
скажем так она мало прочти но
по-настоящему очень мало поскольку
нужной нужны другие основания
ну как вот верна рен говорил что вы
должны подходить к вселенной с другим
внутренним у другой внутренней уже
настройкой настройки ваших личностей они
уже вам не дают увидеть беспредельность
вселенной что вы все настроены зациклены
на конечность в ее ищите а кто ищет тот
найдет а мы ищем беспредельности мы ее
находим вот ну там через всю книгу
проходит вот этот мощный посыл поэтому
конечно общество людей будущих это
столкновение утопии и антиутопии
опять-таки уникально это столкновение
вот этого вот вот этой ноосферы
безграничной ноосферу вселенской не
только земной ведь речь то идет не
только по родную землю а земля как ими
star великого кольца здесь получается но
вот эти вот 13 человек да они появляются
получаются комиссаром этого всего
беспредельного пространства на это вот
столкновение того что у как я не знаю
как внутри человека борется с вирусом
организм с какой-то клеткой
онкологической будем считать что мы
сейчас бы к довольно подробно обсудили
да нет затравку только но я предложил бы
не знаю там пару слов сказать о чем
может быть продолжение
да то есть за час быка хочу может быть
продолжение за часом быка иван антонович
хотел написать роман
оба очистки ноосферы как он выразился о
том что нужно предпринимать для очистки
зараженной атмосферы современности
и даже название рабочий была чаша отравы
он эту книгу не написал не успел
но может быть враг как в развитии час
быка потому что часть быка мы хоть и
подробно поговорили но далеко не все вот
ну может быть тогда следующий раз есть
мир ефремова вот надо понимать
этому миру и миру и как допустим вот там
роджера желязны
например на мир единый мир как вот
единой воды в тот самый кристалл и все
произведения они точно также как темы
внутри часа пока все его произведения
они играют друг с другом и сквозь каждое
произведение другие произведения видны
лучше вот в этой оптике в этом смысле
таис афинская казалось бы совершенно
неожиданное обращение да и они то что
предлагаю говорить тома таис афинской и
только но это было важно для самого
ефремова дать вот этот временной
огромный такой зазор показать время в
его становлении показать вот он переход
допустим нод по сути дела там осевое
время до если говорить про дилогию
великой дуга ту это вообще еще древний
египет да да железо и выводить по сути в
эру козерога
а уже эпилог пролог и эпилог часы бака
это 42 века это уже ньера водолея это
эра козерога но тоже любопытные элемент
переход в и низкую стадию становления то
есть возможно как раз
поиск томаса и более того даже
в той сафин sky уже то из
дает определенные хронологические
характеристики
далёкому будущему и как раз именно и про
это время про начала 5 тысячилетий она
говорит когда меняется парадигма вообще
сменится
совершенно естественно другими словами
вот мой двое afremov он неисчерпаем
понятно понятно на самом деле хочется
еще и перекинуть мосты на других людей
на другие произведения да вот в том
числе и на людей которыми питался и
которых питал иван антонович
питался идеями их да мы же ничего здесь
про них не сказали да да да спасибо всем
огромное за сегодняшний разговор и ждем
продолжение ждем вас спасибо спасибо
всем
[аплодисменты]
[музыка]
[аплодисменты]
[музыка]

Комментарии:

Нет комментариев.