Текст (субтитры) к видео на Youtube

Описание: Лекция приурочена к 5-летнему юбилею наших друзей и партнеров - школы "Репное"
30 мая
Книжный клуб "Петровский"

Субтитры:

[музыка]
не знаю все ли это осознали но ясно что
мы все вошли в какую-то другую
цивилизацию за последние годы
совершенно не понятно что это такое но
она этот мир в котором мы сейчас
оказались точно не такой как
все предыдущие тысячелетия потому что
хорошо человек двигается я не знаю на
лошади или на велосипеде или на медленно
идущим поезде это одна история а человек
который летает в космос и за шесть часов
перелетает через океан на другой
континент другая история и мир в котором
вот этот весь виртуальный мир в котором
размытые географические границы вы не
знаете человек с которым вы беседуете по
skype или он вам пишет он находится в
соседней комнате или находится в
гималайях
более того вы даже не знаете это
реальный человек или нет или эта группа
людей и ну и так далее там не будем это
могла быть интересная тема но другая все
как-то разъехалась разъехалась география
разъехалась время разъехались
разъехалась
идентичность людей непонятная это кто и
вообще если я и это другое то кто это
вот реальный человек или нет или это
какой-то интернет-ресурс у которого есть
там имя и фамилия и якобы это чья-то
подруга на самом деле это нам спецслужбы
целиком работают на этот интернет-ресурс
и что-то такое произошло это совершенно
ясно и как нам из этого выпутываться
тоже непонятно
не обобщал а армейская не паникерша но
опасности вижу очень много в том числе и
на этом пути например и не в том смысле
что какой-то безумец на кнопочку нажмет
такая опасность есть но в том смысле мы
умом не тронемся от этого мира мы вообще
это можем переварить вот эти
антропологически изменения которые в
мире произошли ясно что дети которые
вырастают это совсем другие дети потому
что они в другом со всем мире живут
доступность информации огромная что с
этой информацией делать я помню когда мы
писали там я не знаю ситуацию был вопрос
где взять литературу сейчас вопрос как
от нее избавиться куда куда ее деть эту
информацию каждый день приходят десятки
статей даже если взять но там я во
многих областях работы одновременно если
взять любую из этих областей то по
каждую из них каждый день выходят
десятки статей я не беру плохие статьи
даже хороших выходят десятки научных
значит их не только нельзя обдумать их
даже нельзя прочесть есть получается
парадоксальная ситуация что информация
что есть что нет то есть она есть на 6
не делать ты просто не можешь
что будешь только читать больше ничего
не сможет в общем какая-то беда как с
этим быть непонятно также непонятно как
организовывать образование в таком
случае но вот скажем я как маньячка все
время говорю что мы же не можем держать
детей школе 16 лет да с другой стороны
потому что чтобы все это пройти до с
другой стороны мы не можем делать вид
что все закончилось на new to me
правильно потому что после ньютона много
чего произошло если мы скрываем
информацию потому что мы ее не успеваем
сказать детям значит у них мы их
обманываем чай что уже имеет знания
далеко ушедшим им не говорим что
нечестно если мы будем их говорить то
они там будут 20 лет торчать в этой
школе но вообще что значит нужно резать
какие-то куски вы как резать по какому
принципу
то есть с этим что-то надо делать это
разумеется осознают и обсуждают на
что-то я не видела разумных решений но
вот я отчасти вот это как бы вступление
к тому о чем я буду говорить думаю что
вот когнитивная наука внутри которой я
работаю это к сожалению модный термин и
даже почти неприлично его произносить
что-то вроде нанотехнологий они
настолько маленькие что их никто не
видел да ну вот скормить его наука это
как бы все потому что туда вот по
классике туда входит
лингвистика психологии искусственный
интеллект
ну что еще нейронауки философия потому
что без нее тут не обойтись то есть это
зонтик такой в которой входит много чего
но если вы про все это забыть то
когнитивная наука стала такой модной
потому что она про то как мы или не мы а
кто-то другой
с кем мы ещё не встречались или
встречались например код или компьютер
как он обрабатывает информацию вообще
вот что он с ней делает ну и естественно
что это центральным образом это все
крутится вокруг человеческого мозга если
бы он дал себе труд этот человеческий
мозг нас подпустить своим знаниям то это
бы определила очень многие области нашей
жизни включая образование все его уровня
потому что мозг если что и умеет-то
учиться вот он для этого создан для того
чтобы обучаться и он знает как это
делать хорошо бы чтобы он нам это
сообщил вот тут вы могли бы мне задать
справедливый вопрос которые десятки
сотни раз слышала вы говорите он и вы
говорите я вы хотите сказать что ваш
мозг и вы это разные почему вы говорите
он делает это почему не я делают отвечаю
прямо сразу да мы разные есть
заблуждение
которые в бытовом языке присутствует
когда я говорю мой мозг это очень
самонадеянно нет это он должен сказать
что как бы ты здесь вообще что я тут
временно разместился вот и я вообще-то
управляю ситуации что правда управляет
ситуации он и это оскорбительно и для
нас картина я постараюсь об этом
поговорить вот люди это такие существа
которые очень любят имеют дело с
виртуальной действительности они имеют
дело со знаками то есть вот меня всегда
интересовала но вот скажем вот стоит
стакан с водой вот он вот он и уже есть
реальные стаканы
вода его зачем рисовать серьезно вопрос
задаю без шуток откуда взялась идея
дублирование мира все искусство
равно как и не искусство язык он
дублирует реальный стакан дублируется
словом стакан никаких тургеневских
барышень не было на свете пока тургенев
их не придумал после этого все барышни
думы так надо же в обморок падать чуть
что падаешь в обморок вокруг все носятся
нюхательные соли платочком там все такое
так же как не было никаких рахметова
пока не появился рахметов после чего
всем стало ясно что нужно спать на
гвоздях испытывать характер не было
никаких лишних людей об этом лот он еще
говорил кстати про тур день тургеневских
барышень тоже лишние люди оказывается
есть бездельники все 100 извините за
цинизм я сознательно цинично встали с
дивана fda отбросили каньотто кальяны
говорят мы же поколении лишних людей вот
что оказалось то есть вот это вот игра
игра в символы такие то есть того
момента когда это чем-то называешь она
вроде этим и становится вот эти все
дубль и вот мы имеем дело вот что такое
математика например шить такое вы числа
вот что такое 2-я я не банальный вопрос
задаю понятно что два это вот так
подпишитесь вот так вот пишет
я не про это вообще вот что такое а да и
что оно обозначает вот понимаете любой
вопрос который ты дальше задаешь
неизвестно куда
время это это все могли быть предметы
отдельных и довольно больших лекций
время оно объективно есть
или она в голове у нас есть только а его
на самом деле нет вы мне понятно скажите
эйнштейном это я все самое знаю но есть
и другие я имею ввиду например бергсон с
эйнштейном они я друг друга просто
убивали
потому что тот говорит и время
интуитивные его длина не какой
объективности нет одна минута у вас
может длиться год и год может длиться
как ну условно говоря как мин
это зависит от состояния контекста и так
далее то есть время течет в одну сторону
вот вопрос который если ребенок за даст
ему двойку поставят школе а это очень
серьёзный вопрос время течет в одну
сторону она течет с одинаковой скоростью
она течет без перерывов всегда считали
что да а в квантовом мире не буду а
страшным на ночь то есть это может она у
нас голове мы у нас такой мозг который
порождает время
математику музыку язык быть другой мозг
не порождал бы что что творится в мозгах
у курицы я ума не приложу
и и никогда не смогу приложить ум к
этому потому что никакого хода в это нет
от того что мы в курицын мост по на
вставляем электродов или его нашинкуем
как капуста мы ничего не увидим кроме
ткани
это не это не будет нам говорить о том
как курица условная курица видит мир это
тем более характерно для людей нет у
меня способы узнать что в голове
кого-нибудь из здесь присутствующих
находится и никакой аппаратуры мне не
поможет никогда потому что аппаратура
про другое мать и если даже мы я
повторяю человеческий мозг там смотрим
уж этом деепричастия что ли виден или
что мы там часы там лежат что там лежит
там нейроны лежат что делать-то дальше
где как перешагнуть вот от нейронов
к шекспиру как собираетесь перешагнуть
ладно едем дальше вот
предки наши так выглядели это
реконструкции
неандертальцев они вполне от между
прочим несколько лет назад я когда-то но
я же не российский профессор студентов
учу понятная когда про происхождение
человека происхождение языка там не из
коллекции у меня в курсе есть и читала я
говорила с на bisque и это все была
неправда как позже оказалось но я
извинялась уже вот я говорила
неандертальцы они это бастард и так и
они нам не родственники тупиковая ветвь
мы переиграли они все загнулись
и ничего не оставили это все было
правдой до тех пор пока не секвенировали
геном
а когда секвенировали геном как
человеческий так и неандертальский то
теперь мы точно знаем что а смешение
было что неандертальские гены есть в
людях и они по-разному распределены по
планете
например наибольшая их концентрация это
меня удивлять друзья понятиями почему
она не но никто не имеет понятия они вот
там на севере италии почему-то много
неандертальских генов я думаю этим
обязаны мои любимые вина бароло и
барбареско потому что очень они хороши
но в общем шутки шутками но это
представьте себе время когда на планете
жили несколько видов homo вообще вот я
не знаю куда смотрят фантасты
хороший сюжет представьте себе что вас
дома живет кошка и не вполне кошка не до
кошка да и и пост кошка это вообще что
это такое так вот бы были люди которые
были разных уровней развития как можете
представить они конкурировали
кстати тогда когда я не правду говорила
что не смешивались я так даже думала а
почему они не смешивались принимаете
моральных запретов не могло быть наш мог
быть только биологический запрет это
значит что эти виды homo разные homo
осознавали вот соседей как другой
биологический вид и тогда действует
биологический запрета есть нет
объяснения почему bы мистер прекрасно
скрещивались поэтому я повторяю даже в
современных людях говорят все вымерли я
недавно шла мимо мариинского театра я
вообще люблю про жизнь там шел
неандерталец понимаете вот такой у него
был вот такой лоб вот такие вот
нависающие эти надбровные дуги он был
такой кори настеньке и все говорили что
они у них не было потомство то есть как
бы все кончилось у него была коляска он
вез коляску
там другие неандертальцы лежали также
все в порядке ну в общем смех конечно
вот это эта река и дыни картинки ресорт
эти рисунки но это реальные
реконструкции по останкам вот так вот
примерно эти ребята выглядели
это у ясно что уже никакая не обезьяна
то есть это люди и у них много чего было
у них было символическое мышление как мы
понимаем потому что есть артефакты на
тему украшений и тогда я сейчас вот я
посмотрю поместила я обратно не
получается да терпите это не
неандертальцы да может быть вы помните а
здесь надо да да да может быть вы не
идет о на обратную не знаю знаете или
нет что низко лет назад в на алтае был
открыт еще один вид человека дениски
человеком и денисова
или человек алтайские homo all the ensis
он называется я была в этой пещере
денисов скай и там как раз была эта
команда которая это все делала так что
страшно интересно было они значит пещере
которые размером примерно с этот зал
умудрились откопать вообще как они
работают археологи это конечно
фантастическая работа
они же просеивают ситечком вообще все на
свете они откопали
фалангу мизинца одну фалангу мизинца
13-летней девочки
и она это фаланга значит пополам
генетиком которые там отобрали нужного
качества материал секвенировали геном и
обнаружили совершенно обалдели от этого
дела потому что они обнаружили что это
другой дином что это не неандертальские
чего они ждали потому что как бы по всем
статьям ну вообще мы открыт еще один вид
людей
а недавно я в сапсане в москву уехал а
еще кого-то там отрыли в
в африке еще какого-то в общем нет конца
этому делу ничего про себя не знаем но
что интересно почему я говорю про
символическое мышление потому что там же
где это мизинец и тот лежал там были
украшения украшения это признак высокая
степень организации сознания потому что
украшение ни для чего не нужно
практически она нужна только либо как
ритуальная а это говорит об очень
высоком уровне развития психического
либо если
украшений там дарить что нибудь то есть
это уже не звериная там найдены сама
видела браслет из чего то что на мой
вкус нефрит может это не нефрит но
похоже что из двух частей
он сделан и он скреплял с этими кожаными
и семечками такими кольцо из камня вы
попробуйте сделать из ко мне кольцо вам
понравится нет ну как сделать из камня
кольцо обставить эта технология как там
еще конечно был чистый смеха а именно
бусины
страусиные от cut там страус я спрашиваю
думала что я очень умна как это самое
бывает ошибочно вот и говорю что может
здесь тогда климат был другой какие
страусы тут ходили они говорят
рассмотрели меня сожалением естественно
и говорит вы думаете мы как бы вообще не
понимаем что сделаем разумеется
проверили не было там никаких стран как
туда попала бусина и страусов но это все
таки требует объяснения что торговля что
ли была на таких расстояниях это значит
нам вообще тогда давайте разойдемся
пойдем выпьем пива спокойно нет ну
потому что значит мы вообще ничего не
понимаем то этот вообще другая история
тогда было ну вот кроме того у них о чем
я тоже могла бы долго говорить но не
буду это я вас завораживаю да у них
найден ген есть такой ген foxp2
который кандидат на ген но это требует
длинного разговора на я не буду его
сейчас вести на ген который очень сильно
влияет на языковую способность то есть
тот у кого есть этот ген он говорящий
правда этот fox 32
есть и у других биологических видов этом
неприятность у которых не замечены
что-то грамматики скажем у крокодилов
слезы замечены crocodile о грамматике
как-то никто у крокодилов не видел один
метод есть у него это как-то всех стала
смущать
но потом оказалось что это тот же ген
который человеческий но он отличается на
2 аминокислоты и это существенные вещи
мы сейчас не будем обсуждать
зачем я про это говорю потому что у
неандертальцев и у дениса в центр
вот этот вид этого foxp2 из этого
следует что они могли говорить
доказать это мы не сможем никогда потому
что понятной никаких свелись нет и
никогда не будет но наличие этого гена
очень подозрительно вещь это значит что
наша история уже как развитого homo вида
гораздо древнее чем мы предполагали и
им повторяю мы не договаривались до
украшений такого рода кольца там вообще
что такое ну вот так вот есть и
неандертальцы это лучшее мозги наш
сказать и как так вышло что мы до
развивались мы это я случайно сказала
ним и а они до развивались до такого
феноменального уровня мы не знаем но
ясно что мозг эволюционировал в нужную
как мы понимаем нам сторону то есть
развивалась кора и не просто вся кора а
передние зоны коры которые и определяют
наш высокий интеллектуальный психический
уровень
более того скорость развития разных зон
мозга была разная что само по себе очень
странно почему бы им не развиваться всем
этим зонам с одинаковой скорости почему
стали развиваться те зоны из которых
получились вот такие существа
высокоразвитые которыми современный
человек является
неправильно закон вопрос потому что
вопрос почему от ведь нельзя разве что
если в кренится cry
да пыталась в слогах
креационизм правильно так вот если разве
что на эту дорогу встать тогда господь
посмотрел на это на все и сказал хватит
обезьянничать хватит мы вот там хромосом
куб открутим тут немножко аминокислоту
подправим и поехала в нужную сторону но
я-то я хулиганю поэтому потому что
конечно так вопрос ставить нельзя на
этого нет ответа ответ который
полагается давать естественный отбор там
все это в пользу бедных потому что он
конечно есть я не спорю с этим но
а что это значит понимаете что это
значит все равно что говорят а это у нас
инстинкт вот когда говорят вот человек
там или животное делает то-то и то-то
это инстинкты то что значит я книжки
читала я дважды доктор наук все считают
меня психологом к тому же это не важно
кем они меня считают я имею виду что-то
что в книжках написано я знаю я не
двоечница а теперь после этого вы меня
ответят что такой инстинкт и что-то я ни
разу не услышал ответа
это что-то вроде джокера в картах когда
ты не знаешь как это назвать говорим о
это у нас инстинкт будет называться что
инстинкты то что ну хорошо когда мы мы
все-таки приучением вот эта карикатура
она отражает нашу систему образования
особенно ту которая вокруг игре потому
что это как бы объективно давайте
проверим и сдавать все будем один и тот
же тест и это тест влезть на дерево
только сдают его слоны рыбы обезьяны
птицы тюлени ну и дальше можно
продолжать этот ряд оценивать будем
объективны только он не можешь знать его
по понятным причинам то есть что-то у
нас здесь нет а вот как бы это погоня за
блэк понимаете если мы будем вот если бы
его не дай бог предложили сдать пушкину
с лермонтовым
то они бы точно провалили и не потому
что они не дожили до нильса бора а
потому что они его в любом случае вы
провалили что не отменяет и гениальности
я тогда спрашиваю на кой нам этот счет
нет ну что показывает этот
мне уже самой даже надоело это говорить
один мои приятели коллега в свое время
перевал это тест ikea
адаптировал для русскоязычной публики и
мне дал еще диски были
дискету да смотри говорит ее как я это
там сделал я ее включила дома как дура я
бы сказал а там еще был этот самый она
считала еще время реакции и она мне
выкидывает вопрос платья в штате техас
стоит 100 34 доллара там прям
вымышленная цифра на 54 цента налог на
продажу 475 об штате айова такое платье
стоит столько-то да где купить вот еще
раз говорю уже сто раз не надоело
говорить здесь у меня вот в масле варить
понимаете я эту задачу не решу да уж я
очень плохо считаю если вы ответ на это
они мне скажут что меня узкие узкие и
низкие одновременный интеллект то я
злобно посмеюсь потому что я то знаю что
у меня сильный интеллект и независимо от
скромности сообщаю это публично да нет
но я имели дона смешно говорить но
понимаете из того что я не умею считать
следует только то что я не умею считать
а если не секрет незачем уметь у меня
вот есть кое-кто кто считать а также мне
не нужно помнить таблицу логарифмов
разве что если я больная нет потому что
есть люди со патологической памятью
который на вопрос какой день недели в
италии был
17 ноября 1154 года отвечают среда
проверяешь и правда среда
ну и что он не знает как кофта
застегнуть понимаете но он зато среда
нет ну что это ну в общем вот это вот
вот это то чего нам не надо конечно не
всем везёт так как некоторым но эти
некоторые да эти некоторые заметим
чрезвычайно медленно и плохо развивались
были на грани того чтобы не быть
принятыми в школу и под подозрением
недоразвитости мозга а это эйнштейн один
из лучших мозгов планеты это кстати в
родители должны иметь ввиду из того что
ребенок какой то не такой может разное
следовать у меня был какой-то период
критической в жизни когда я подумаю дачу
мне это осточертело академию наук и
вообще все провались они пойду детей
учить школу но я быстро опомнилась вот и
да и я по я испугалась я вам честно
говорю от клянусь правду говорю я
подумал вот сидит в классе 20 человек
откуда я знаю кто они эти дети
один из них может быть этот второй из
них может быть монстр 3 муж быть гитлер
4 я не знаю может быть там пикассо
откуда я знаю как я как я смею их учить
учительницы счастлива не бояться не
бояться этого факта вот они об этом не
подозревают они считают что вот сидят
там им надо показать ну хорошо учения
происходит отнюдь не только в школе
учение происходит всегда мозг если
что-нибудь и имеет причем любой мозг
всех ней мозг не только человеческий
если он что-нибудь и может то учиться
вот это он знает как делать и учение
происходит всегда в лесу ли вы гуляете я
не знаю блины или вы печете он знай
работает он свое вынимает из этого и не
только на тему как печь блины а он
попутно с этим еще много чего придумал
вот не смутился бы рассказал бы как он
это делает на что наши знания о мозге
почему сейчас такая мода на это пошла на
что влияют наши знания мозге точнее
сказать на что должны были бы они влия
вам кстати из-за меня не видно экрана
если я уйду то будет видна или если а
вообще уйду бытует образование как
организовать образование может быть не
надо вкачивать людей такое количество
информации зачем ему таблица логарифмов
ну условно это как метафору говорю ему
зачем знать когда наполеон женился на
жозефине он это что
важная информация или может он в гугле
это узнает через полторы секунды но вы
могли бы мне сказать я сама это все
время говорю это правда если мы отступим
на противоположный полюс тогда мы будем
иметь тотальных дилетантов вообще везде
они ничего не будут знать кроме общих
идей что тоже нас не устраивает я не
хочу попасть хирургу который знает общей
идеи я хочу попасть хирургу который
знает анатомия то есть здесь есть
опасности конечно может быть надо их
научить извлекать информацию например в
это кстати мы студентам это говорим мы
говорим google и это если вы забыли как
соус делать да а если вы всерьез то
google от нету места где ищут информацию
а есть вот такие то сайт им эндом
страницу сайтов которые мы дают которым
мы доверяем
то есть можете их надо мета вещам учить
где брать как научить учиться может быть
их надо учить тому как учиться как
контролировать внимание память вы но вы
наверняка все знаете что огромное
количество детей и вырастающих из них
взрослых с дефицитом внимания
которые на одном месте усидеть не могут
ни потому что они мерзавцы
а потому что
вот так вот так сложилось они не
контролируют свое внимание они у них раз
хлеба на память какая то они что-то не
знают как делать короче говоря вот таким
мета вещь и этого очень много количество
таких детей растет растет она по тому же
почему раньше нам не объявляли о
катастрофах а теперь объявляют то есть
их и было столько да мы не знали или их
на самом деле число растет тогда это
вопрос как бы серьезные это что мутация
как отошла чё все вдруг разучились
читать писать количество людей с
проблемами чтение письма огромная это
миллионами людей
исчисляются многими миллионами людей это
проценты скажем англоязычного
населения там ног примерно это очень
условная цифра потому что никто не
сканировал весь мир но она условно
скажем 30 процентов людей причиной
сколько это миллионов людей у которых
проблемы с чтением письмом делал не вы
можете сказать нас есть spell checker он
за нас все там напишет на мы же не про
это говорим и мы говорим что у них здесь
то творится если он корова то написать
не можешь что у него в голове как
научить правильно классифицировать и
упаковывать информацию опять-таки мне
уже даже надоело говорить про это но как
ее положить вот в этом смысле компьютер
хороший пример потому что вы ведь все
статьи которые у меня валят уж не говоря
о том сколько сумасшедших мне пишет
рассказывать как устроен мозг и так что
такое сознание как с инопланетянами
вчера не объяснили это в общем все в
порядке но если отставим этих
сумасшедших а просто научные статьи
куда их деть в какую папку их положить
на букву а то до где дети туда где
глаголы to doc тебя
позитронно-эмиссионная томография куда
это 9 то всего у меня папочка есть
называется по-русски в 1 одном
компьютере называется другое а на другом
называется она ну хорошо значит это эти
папки можно спокойно стереть потому что
в них гигантское количество свалки
лежит и она что есть что нет я все равно
разобрать не
то есть это я сама с собой играю в игру
как будто я сохранила я найти то не могу
все равно вот голове то у нас то же
самое происходит как это найти вот я
хочу чтоб всем было понятно хотя со мной
не все мои коллеги согласны но у меня
много есть доказательств полне научных
мозг запоминает все мимо чего он прошел
унюхал попробовал услышал потрогал и так
далее мозг не решето ничего не
высыпается из него поэтому не надо
слушать плохую музыку не надо читать
плохие книги натяг и дерьмо есть не надо
прям пить не нужно общаться с плохими
людьми это все там осталось ведь этот яд
там лежит вы о нём не знаете
до поры до времени во первых во вторых
мозгу глубоко наплевать на то знаете вы
про этой линии также на своей жизни
живет что хочет то там и делает ну вот
дальше структура и организация общества
могла бы зависеть от того что нам
известно мозг сложнейший из систем
сопоставим только с вселенной это очень
слуг но ничего сложнее чем мозг
мы не знаем мы про него ничего не знаем
но мы знаем одно зато точно что это
сложнейшая система иначе если эта
система в случае нормы они патологии
правильно работает значит знает как
работать слабо бы ему нам сказать может
мы бы организовали как-то жизнь на земле
как бы чтобы она получше было
организовано именно как ее организовать
если нам удастся посмотреть какой он и
делает может мы сможем это и применить
это принципа функционирования сложных
систем общество это сложная система как
принимаются решения мы почему-то считаем
что мы сознательное решение принимаем с
чего взяли то что сознательно нет не
сознательно большинство вещей которые мы
делаем никогда не попадает сознание
вообще никогда он сам чего-то делает
довольно между прочим наглую позицию
занимает оскорбительную для нас я вот
опять же говорю что у меня дома книжка
есть
которая
яйца научная которая называется дома its
best джек значит этого track мозга
заключается в том что мало того что сам
все решает он еще уж совершенно не
благородно посылает нам сигнал
успокоительный главное не волнуйся ты
все сам решил все твою
сам все решил это что это оскорбительная
для нас ситуация тогда мы мы вообще мы
вы конечно можете меня совершенно
спокойно сейчас схватить искать а мы
тогда кто вот на этот то вопросы нет
ответа если там где-то этот монстр
живет который я как безумная говорят о
мой мозг он смеется в это время
гомерически кто кому хозяин опасная вещь
серьезно вам говорю поэтому не вредно бы
не вредно бы знать как мы принимаем
решения и на эту тему отдельные науки
есть и в том числе и спекуляции на этих
науках сейчас есть такая область
называется на экономика но это вообще
туши свет еще они магнитом находят тут
здесь решение принимаем если они
магнитуда поднесем то он тогда был
конформист осталось либерал
магнитом ну в общем красота образование
уже говорила организация образования
могла быть другая и очень важный пункт
это воспитание элит
не стоит недооценивать мы при при такой
сложности мира
какой сич он всегда был сложен и щас он
вообще запредельно сложный мир им же кто
должен управлять кто эти люди которые
управляют они умеют они подготовлены у
них чувство ответственности есть они
знают как принимать решения это очень
трудный вопрос или тут нужно
профессионально готовить потому что от
них зависит он кнопку нажмет или нет
конечно он может 5-ти нажатие равно но
если мы не берем ситуацию что него крыша
съехала а просто на основании чего он
решение племен правильное решение он
умеет принимать решение не данное
конкретное а вообще
кстати во всех серьезных странах
вот эти вот элитарные школы я не в
плохом смысле говорю
специальные школы из которых потом дети
поступают в очень серьезные университеты
знаете там какая муштра я специально
готовилась там абсолютно никакой свободы
там близко даже не лежала очень жесткая
дисциплина и за малейшее нарушение вон и
там муштрует потому что от них зависит
мы как вообще на этом шарике кто жить
будет дальше мы довольно много знаем о
нейронов и в свойствах мы все больше
знаем как устроены нейронные сети и мы
должны знать что есть сети есть сети
сетей сети сетей сетей сети сетей сетей
то есть это туши свет это очень сложная
система мы знаем что есть конечно
функциональные блоки в мозгу скажем эта
часть занимается там языком занимается
зрительными образами есть зоны которые
особенно заняты памятью но если всерьез
то весь мозг занят всем эти зоны есть и
мы о них знаем потому что если кирпич
упадет на зону брака то человек
перестанет говорить и это факт но
обратный ход неправильной нельзя сказать
что речь и управляет такая эта зона речи
как и сознанием памяти всем управляет
весь мозг что мы теперь знаем если
голого человека сунуть в томограф и он
начнет выполнять какую-то задачу movie
что там творится особенное впечатление
производит на меня произвело когда я
видела что происходит в голове у
синхронного переводчика но это я вам
скажу я не понимаю почему они живы горит
мозг понимаете он полыхает просто весь
там работает все взрывается потому что
это онлайн
очень быстрая работа очень трудная
когнитивно с огромной скоростью очень
нервной astra сорная весь мозг занят
кажется это же лингвистическая работа
языковая до должно вот здесь должно все
полы хотя в других местах не полыхать
так вот нет
ну хорошо объем информации гигантский
мозг может хранить очень часто задают
вопрос сколько мозг может вместить
информации сколько угодно нет реальных
пределов нету триста лет на осмотреть
без остановки какую-нибудь муру
и вас все равно мозгового хватит места
that вопрос не стоит это не значит что
мозг не может перегрузится но это не за
счет того что у него места нету это не
про место а про это про усилия
он данный мозг не выдерживает такой
нагрузки а данный выдерживает это кстати
я предупреждаю возможные вопросы говорю
там надо детей начать учить я не знаю
выше в этом алгебре в полтора года или
не надо вот кого надо кого не надо если
такой ребенок уродился который
гениальный математик то пусть
благополучно он делает то что ему
нравится ну остальных только не надо
втягивать в это дело потому что вы их
погубить и
кроме того когда мы говорим сколько
информации вмещает мозг это не правильно
заданный вопрос потому что сначала надо
говорится о том что он будем считать
информацией в этом случае сознательный
или бессознательный большинство я
повторю этом 80 как минимум процентов в
сознание никогда не входит никакой
информации дальше а я не знаю работа
почек там печенка там сердце это что не
мозг что ли управляет тоже мозг
управляет вы к счастью никто из нас про
это не знает до поры до времени пока не
хлопнула то есть информация это что это
соотношение кальция и калия фосфора
сколько здесь чего там хватает витамина
d или нет это все делается слава
создателю без нас это тоже информация
есть еще вот такая прелестная вещь о
которой кстати говоря всем не вредно бы
знать у нас есть в мозгу так называемые
зеркальные системы это
системы которые это открыл джакомо
рисовать и замечательные ученые кстати
наш почетный профессор петербургского
университета я это
организовывала между прочим и он к нам
приезжал лекции читал еще прелестные
дядька вот и он открыл эти зеркальные
системы они представляют собой вот что
они включаются не тогда когда вы сами
что-то делаете а когда вы наблюдаете за
тем как это делает другой слова другой с
большой буквы вообще любой другой
это основа для коммуникации основа
вообще для любого обучения и на основы
языка и я повторяю самое главное это
основа коммуникации
потому что люди у которых диагноз аутизм
или шизофрения уже доказано это что у
них поломаны эти системы они живут своем
собственном мире совершенно не имея
никакой возможности из него выйти и
посмотреть на ситуацию другими глазами
вот этот код который смотрит зеркало он
там видит не того кто в зеркале от того
кем он хотел бы быть
он себя ощущает этим огромным зверем он
ошибается и это происходит с
большинством людей вот просто приведу
пример неправильного это кстати есть и
термин такой просто в русском языке как
то не очень с этим термином иногда это
называют модель психики другого человека
и ну разные там но по-английски это
называется феерию в майн и это иногда
переводят и не верьте неправильный
перевод
как теория ума но это просто придурки
перевели это совершенно не эта
способность
войти в сознании другого человека
посмотреть на ситуацию не своими глазами
а глазами другого или других с точки
зрения другой культуры с точки зрения
другого индивидуума это очень важная
вещь вот представьте себе что вы идете
на трудный разговор опасный трудный
разговор вы знаете вам трудно будет
вообще его вести нужно выиграть вряд ли
выйдет и так далее вы должны готовиться
к этому разговору и это значит что вы
должны как бы его проиграть с точки
зрения не только своей вот этой
кошачий но с точки зрения львиной тыс я
ему вот что скажу а он мне в ответ вот
что а я ему на это вот что grades растет
понятно а он мне на это вот что после
этого я стулом ему между глаз и врежу
тогда не нужно ходить на разговор
принимаете если вы не знаете если вы не
можете проиграть партию проиграть смысл
сыграть партию
вашего партнера то вы проиграли заранее
вытащи таити что это альфа центавра
yanvar это стол ну и сколько мы будем
беседовать
невозможен разговор это очень важная
характеристика она считается вот такой
ну как бы характерный именно для
человека но в последнее время ее
признают для высших видов точно есть у
обезьян высших обезьян кстати говоря
одним из показателей является выхода
животных исследует является узнавание
себя в зеркало скажем им там какое пятно
ставят там на щеку в зеркало подходит
этом начинать я значит он знает что это
он есть у дельфинов есть высших приматов
похоже что есть у врановых варрон
которых очень высокий интеллект значит
что у них интеллект сопоставимость
приматами страшное дело чего не делают
эти вороны это вообще вот и возможно
есть у домашних то есть у слонов который
не домашние но очень высокий интеллект и
возможно у тех кто с нами живет
кошки собаки но это вопрос такой не
очень ясно вот это джакомо резала те и
[музыка]
значит люди и звери в одинаковых позах я
картинку сделал
хвалюсь обезьяны среди прочих других
умеют такое что мы с вами не можем даже
состязаться если вы влезете и наберете
что-нибудь насчет интеллектуальных задач
которые дают обезьянам вот как например
там есть просто фильмы вы можете
посмотреть онлайн как это происходит
должна ей показывают на короткое время
скажем какие-то цифры убирают а после
этого начинают мелькать эти цифры она
должна пальцем тыкать в те которые она
видела абсолютно невозможно для меня
задача не только с такой ну вообще это
даже не могу подумать она это делает с
космической скоростью что вы видите
просто так что не стоит про себя слишком
много думать дельфины огромный мозг и
если бы жизнь иначе пошла на планете они
вполне могли бы быть высшим видом но
обычно говорят но они же не создали свою
цивилизацию
это вызывает у меня смех в каком смысле
не создали цивилизации что обещали
кому-нибудь что они днепрогэс не
построили на океанском дне лечу они не
создали их цивилизация такая они самые
умные в океане у них огромный мозг
который кстати никогда не спит целиком у
них одно полушарие speed 2 бодрствует
большой мозг и у них есть юмор
они обучаются со дна я работала с
дельфинами ужас ну вообще понимаете он
же вы дельфином в глаза смотрели
когда-нибудь советую посмотреть мы все
знаем что дельфин не рыба правильно а
млекопитающие но если руку на сердце
положить ведь рыба ты смотришь ему в
глаз да и ждёшь там глаза который есть к
примеру трески
а видишь глаз которым аум юмор некоторая
ирония патна что есть это не ты на него
смотришь это он на тебя смотрит он с
тобой шутит он играет над страшное дело
а живут они чудесно у них нет врагов в
океане и потому что они очень умные с
ними по мощности сопоставимы конечно
акулы но акулы вот такой мост она глупа
очень и а если дельфин но она может
конечно покусать там и все такое но он
дал умный зато
поэтому он разогнавшись они в огромной
скорости он разогнавшись и это ранит он
носом этим своим резиновый нос
попробуйте при случае сказка вот он вот
так вот едет брюхо бьет и привет
понимаете они пляшут и поют
у них бесконечное количество еды весь
океан не как экология прекрасная плыви
куда хочешь только поет играют любовь и
занимается и все отчего а что они должны
сделать стройку коммунизма устроить на
фиджи лишь то что они должны сделать
чтобы мы были довольны вороны вот я
говорю вот она смотрит образ хорошая
картинка на смертность от зеркала знать
что она это она это проверялось это не
за пикар тинки проверенным так вот эта
способность строить модель психического
другого как как термин очень важно
потому что она даёт поведенческое
преимущество я могу предсказать
поведение другого человека и я значит
выигрываю выигрывает тот кто на
несколько шагов больше сделал и вот это
вот зеркальные нейроны помогают нам это
сделать мы знаем что они поломаны у
людей с аутизмом и с шизофренией опять
же доказано и то есть эксперименты такие
так что способность вот к таким
экстраполяция когда я вот глядя на чайка
год какой то он такой я думаю он будете
а так вести так себя вести вот
способность к такому размышлению как бы
выходя за то что я считаю правильному
умным там нужным я нет нет они я смотрю
а я его глазами смотрю это особая такая
способность я должна сказать что мое
впечатление такое что большинство людей
населяющих землю просто не обладает этим
качествам вообще ну что перед нами
важная проблема насколько вот этот новый
мир в которой мы вошли и в котором мы
уже живем нравится нам или нет он на наш
мозг может влиять на пример мы читаем по
другому пяти книгах но гипертекст и
компьютерами все имеют дело да там
щелкнул на слова до тебя открывается
новый текст который про это слово в нем
щелкнул еще открывается текста есть ты
не читаешь линейно страница за страницей
а ты как бы ползаешь поэтому
пространство иногда уходишь вообще из
этой книги уже давно ушел даже из этой
области ушел это что такое это вот
значит сознание у нас больше она и
раньше то не сильно ли линейно была
организована но часто она вообще
полностью разъехалась
причем она разъехалась самого детства к
ты смотришь на двухлетнего ребенка
который с планшетом там черт знает что
вытворяешь ты ты же понимаешь что это не
тот ребенок с которыми привыкли дело
иметь что он 6 лет будет нечто делать
что возможно не будет принимать его
родители это но это так
поэтому так ли безобидный вот эти новые
технологии но вот скажем когда говорят а
зачем ребенку учить писать смысле писать
в прямом смысле писать не на компьютере
это набивать описать зачем когда у нас
campion все исправит то мне почерк
ничего не нужно да очень плохая мысль
потому что вот я с другого конца начну в
древнем китае высказал древнем китае но
неправильно сказал потому что древних
китаев было много разных в какие-то из
периодов китайской истории люди которые
претендовали на то чтобы занять
положение высокого государственного
чиновника должны были сдавать два
экзамена никогда не догадаетесь может вы
догадаетесь я не догадался что за
экзамен им 1 каллиграфия и не потому что
он сам писал там было сколько хочешь
народу который мест него будет писать он
должен уметь
потому что его умение это вот это умение
дело не в том что он рукой водит а он
головой в этот момент он водит это те же
зоны между прочим который про речь это
одни и те же зоны в мозгу это первый
экзамен а второй экзамен тоже вам
понравится стихосложение мудрая
цивилизация потому что они понимают что
это другой тип сознание другой тип
умений компьютер стихи не пишет то есть
роза-мимоза он напишет
но если вот бродского дни рождения так
сказать сообщаю он не напишет потому что
это другая это другой тип ментальности
очень важный не потому что это искусство
потому что это другой тип который
который никто на планете не умеют кроме
нас мы на это должны очень внимательно
смотреть все что связано с искусством
искусство не десерт понимаете все
привыкли думать что главная там стейк
съел а кофе могу и не пить дай дам
пирожных не ем это не про то искусство
это другой тип жизни это другой тип
когнитивной деятельности это другие
паттерн и в мозгу это это не на тему
есть важные вещи а есть дополнительно
как бы приличный человек должен знать
кто такой монстр это не про то ну хорошо
у нас есть это что-то для веселья
показываю нас есть сейчас очень
замечательная техника которая позволяет
увидеть что происходит в мозгу когда мы
занимаемся тем или этим мы можем увидеть
там и состоянии злобы и депрессии там
чего хочешь но не стоит слишком доверять
этому потому что я уже сказала мозг
сложнейшая система а вот такие картинки
которые мы видим научных статьях
результат математической обработки
это не фотография эти пятнышки это
результат того как мы сосчитали а если
мы сосчитаем иначе то получим другие
пятнышки поэтому если речь идет о
медицине упаси господь есть опухоль или
нет то это одно а когда речь идет о том
что происходит москву когда я вспоминаю
белеет парус одинокий то это совсем
другое
кстати про парус одинокий вот
представьте себе что вы приходите
институт мозга условно говоря и вам
говорят вот отправляйся в компьютер и
вспоминая стихотворения лермонтова
белеет парус одинокий
мы посмотрим где она у вас мозгу
расположены ну это сразу садись 2 и
вообще уходи на но предположим
так вопрос поставлен именно так
по-идиотски не ставят но очень близко
ставят дальше вы да и при этом вам
говорят ты главное не глотай а
посторонним не думай да и не шевелись
так вы легли туда во первых в этот
момент вы вспомнили что вас были скачки
напряжения вы забыли выключить компьютер
и сейчас она скакнет и в сметет все и вы
от этой мысли избавиться не можете во
вторых лосяш чешется пятка предположим
да и вы ни о чем не думаете кроме как
эта пятку почесать в третьих вам сказали
не глотай ну а наглотается в пятых ты
думаешь какой черта я вообще сюда пришел
потому что они обещали про парус
одинокий а найдут опухоль да и вообще то
я то есть начинаешь волноваться заметим
все это они видят на на том что они
фиксируют после это они вам будут
рассказывать
белеет парус одинокий там где то мы
можем тем не менее мы можем говорить о
том что есть люди быстро обучаемый и у
них вот такая это будет картинка в мозгу
есть люди медленно обучаемый было бы
заблуждением неважно что здесь
нарисовано в данный момент я просто мне
ваше внимание привлекаю к тому что люди
разные все извините что такую реальную
вещь говорю из того что человек учится
быстро не следует что он очень умен из
этого следует что он быстрый
возможно он при этом очень умный но еще
раз повторяю энштейн школу с трудом
взяли понимаете говорить поздно начал
ничего не соображал считали
неудачный ребеночек а это энштейн из
того что он медленно двигается не
следует ничего кроме как то что он
медленно двигается никто не должен
скакать вверх на шесть метров с шестом
понимаете мы так не договаривались
конечно есть и такие вещи и они при всем
моем скепсис я очень скептично потому
что мы покажем где страх там где любовь
и где веселье в мозгу на все таки по
мозгу сейчас учитывая что эта техника
очень мощная что математика вокруг этого
очень мощный мы можем сказать это
человек который находится в таком-то
состоянии по мозгу мы можем это сказать
мы даже можем сказать такие вещи как то
что он сейчас вероятно слушает музыку
или он сейчас вероятно решает какую-то
вербальную задачу но не трудно я думаю
догадаться как это делается там тысячи
миллионов тонн картинок в которых
действительно было известно что они
решают такую задачу а теперь нам
показывают мозг про который неизвестно
компьютер начинает гонять эти картинки и
говорит а вот когда такой мозг когда
такая картинка то это бывает тогда когда
он я не знаю стихий вспоминает условно
говоря то есть вообще такая возможность
вот такой возможности нет тут я уже со
всеми своими коллегами и друзьями
ругаюсь они считают что
близко или относительно близко тот
момент когда мы с помощью томографа с
можем читать мысли я считаю что нет я
считаю что мы можем успокоится пока
именно какое-то время что мы можем
сделать мы можем сказать вероятного тут
но мы не можем сказать о чем он думает
вот содержание нет то что считает или
или читает или там я не знаем слушает
или вспоминает какие-то картины когда ты
не сыграл вот это я вероятно смогу
а про что он думает и умножает он 3 на 8
или 15 на 44 это извините и согласитесь
это все-таки расстояние но оптимисты
говорят подождите не то еще будет тогда
надо вообще отсюда съезжать куда-нибудь
на другую планету ладно поэтому вот
такого рода картинке мы видим вот это
кстати насчет
билингвов и манолин баф кстати вот тоже
интересная вещь что происходит в мозгу у
людей которые знают больше чем один язык
если мы с одним-то языком не можем
разобраться какая-то сложная картина
а если у него их ни один ион с них
скачет с одного на другой вот например в
ситуации синхронного перевода как я
сказал когда он с большой скорости
перескакивает skoda на код не понимаю
просто кометы и один раз жизни приводила
синхронно нет суммы за которые согласно
это сделать еще раз
недаром у них есть временные рамки они
после 20 минут их выносят на травку
кислородом подышать потом взрывается
голова взрывается ладно это мы пропустим
вот видите даже по картинкам мы можем
увидеть какого языка на какой он
переводит или какой язык он лучше знает
вот например оказывается что вот мой
прогноз был бы что тот язык который он
лучше знает
активность мозговая про этот будет
больше
а на самом деле меньше потому что
большие усилия у него уходит на то чтобы
работать языком который он знает меньше
поэтому активность будет больше на
слабом языке я не про язык на самом деле
говорю об
то что в мозгу вообще делается в ответе
там мы знаем что происходит когда скажем
с английского на финский чат переводит
это всё ещё нужно умножить на то какой у
него язык основной
там скажем финский ли английский то есть
я этим просто показываю что современная
техника правда очень много может и для
медицины как таковой само собой а насчет
просто невозможно без запеть их ники и
для фундаментальной науке мы должны
знать что не все зоны мозга одновременно
развиваются то когда мы говорим про
детей к вопросу об обучении когда
говорят там на престижные школы там
ребенок должен тесты всякие проходить он
должен какие нить силлогизмы решать
носить несчастный ребенок приходит ему 6
половины лета ему говорят этих
треугольники конгруэнтны или нет лишить
дипломов этих людей а может быть даже и
пусть улице памятуют некоторое время у
ребенка не созрели те части мозга
которые отвечают на такие вопросы
простых нет зоны которые решают трудные
логические задачи
они вырастут примерно к 18 годам ну плюс
минус в зависимости от индивидуума самые
главные наши мощные сложные зоны
развиваются до 20 лет двадцать один год
22 года
поэтому не стоит думать что ребенок а
так ровно зреет вот у него что-то зреет
а что-то будет медленно зреть поэтому я
пишу
неоднородность гетерогенность развитие
разных отделов мозга это учителя должны
знать это даже знать и родители
нельзя ребенку предъявлять требования
для которых у него мозга еще нету ну то
есть конечно его колотить начать там или
током бить так может он научится но наша
задача какая задача тех кто тестирует
детей для того чтобы их принять
престижную школу как настоящие выглядят
они хотят выяснить на способный ли
ребенок или и я за второе голосую они
проверяют платежеспособность семьи каких
набрали репетиторов насколько злобные
родители которые из ребенка уже все
кишки выну лишь ебан этому то есть мы
что проверяем то мы его интеллект
проверяем или мы проверяем числовые
родителей мамаша сумасшедшая
она же не могла родить никого кроме
бетховена я даже дураку понятно
правильно только энштейн не любит haven
мог из нее вылезти а если четыре года
ему а еще ничего не произошло ни
симфонии понимаете не теория
относительности
непорядок же ну вот очень важный период
6 7 летний это так называемый период
школьной зрелости этот термин
67 лет это не то что написано в паспорте
а это реальный его биологический возраст
который нужно определять например я не
предлагаю всем детей прогонять через
энцефалографию но это проверка он дозрел
до уровня когда его будут спрашивает про
конгруэнтность или его надо пусть он
смешко играет дома понимаете в первом
классе не должен стоять вопрос о
теория относительности а ему наш искать
2 мешки плюс 3 мешки сколько мишек будет
не надо ему голову морочить он не должен
выступать спалит информацией на тему что
говорили на последнем партийном съезде
мой личный сын в первом классе мозга что
брежнев то вы расскажи ваня во вторник
что в прошлую среду брежнев говорил на
съезде партии решишь я спятила пришлось
сказать ребенку следующие ваня садись
слушай меня твоя учительница дура это я
знаю анти педагогично но у меня был
выбор согласитесь дура либо она либо я
нет но без вариантов
мой выбор был определен это не избавляет
от тебя тебя от того чтобы делать
домашнее задание на завтра в полном
объеме но просто имею ввиду шни все что
она говорит
соответствует реальности но со всяким
может беда случится не уродилась
не все дети с письмом и чтением я
говорила большие проблемы и это даже не
не стоят дома что это в какой-нибудь там
на берегу океана в какой-нибудь там
деревушке одинокой столицах дети в
шестом седьмом классе часто читают по
слогам если вы их на не с трудом
справляются с техникой чтения
если вы спросите не дай бог спросите про
что было то что они читают ставит их в
тупик потому что все их извинить за
грубое слово когнитивные силы ушли на то
чтобы пробраться сквозь эти штучки
то есть а о содержании речи нет это
почему происходит вообще как это
случилось это действительно какая-то
мутация что ли идет я не утверждаю это
потому что для того чтобы это утверждать
нужны массовые обследования людей чего
не происходило генетические обследование
но то что таких людей очень много это
факт и это не связано с уровнем
интеллекта это может быть ребенок
который выигрывает мировые олимпиады по
физике и математике то есть интеллектом
у него полный порядок при этом он можешь
сделать 40 ошибок на странице попробуйте
на спор сделать 40 ошибок на странице
специальная большая работа нет ну их не
сделать просто
это значит что-то там замкнуло на полную
катушку что случилось почему он номер
один в мире по математике и номер ноль в
мире по простой вещи которые умеют
делать все как это вышло ну ладно
давайте пойдем все-таки дальше сейчас я
мужчины и женщины я терпеть не могу
гендерные исследования прямо вам скажу
просто ненавижу а феминисток просто не
приношу на дух вот на тем не менее
мужской и женский мозг отличаются это не
в смысле какой лучше какой хуже но это
разный мозг
половые отличия в мозгу есть причем я
предупредила что я феминистка терпеть не
могу поэтому это не феминистическое
заявление женский мозг более эффективно
работает сожалением признаю этот факт да
потому что я дома струи там все как надо
вот но женщины особая роль понимать она
должна хранить очаг это значит если
переводить на бытовой язык она должна
максимально не поругаться с соседями во
время осад
хоть кто враг кто друг то есть прям
применить зеркальные нейроны в том числе
она должна крутиться в постоянно
меняющейся обстановке это жизненно важно
потому что не в дурном смысле словно у
нее такие есть материнский инстинкт
понимаете она детей сохранить поэтому у
нее все рецепторы открыты на том чтобы
этот опасный мир чтобы она его
обозревает он тренирует свой мозг у нее
с белым серым веществом будьте добры как
когда говорят что женщины истеричны и
они слабые мужчины о-хо-хо все викинги
дождь и мы не сегодня родились вы что не
видели истеричных мужчин никогда лично я
их встречаю ежедневно пачками а также я
встречаю невероятно сильных мужи
подобных даже если они внешне не
выглядят так женщин который снесет
полпланеты если ты не дашь только волю
то есть с очень сильным мощным
характером с большой энергией и так
далее неправильно поставлен вопрос это
все не делятся на мужской тип характера
и женский тип характера и там и эти
слова придумали сами придумали сами у
них запутались это не про то разговор
но женщин и мужчин нужно по-разному
учить сейчас я а я с интерес я нет
некоторое время назад примерно год назад
вдруг наткнулась на это я с английского
перевела но я перед то есть я вообще не
перевела это я вам переведу значит там
там разговор был такой что сейчас я
посмотрю про что тут они должны ладно
бог с ним что написано я так скажу два
первых мальчиков на держать в холоде что
и обнаружила потому что причем автор это
очень серьезная работа научная было он в
британских школах был причем в дорогих
частных школах это важно почему дорогих
никто не экономил там электроэнергию или
уголь и почувствовала что холодновато
а в девичьих школа значит не холодновато
и он говорит о чем вас так холодно
они говорят это мы давно мы за столетие
то поняли но британцы понятное дело вот
потому-то если не дай бог температура
будет на градус или на 2 тем более
больше то мальчики просто насмерть
засыпают и все они вообще не при нем не
воспринимает никакую информацию просто
спят они а не только в холоде себя
хорошо чувствует кроме того они очень
любят активное активное
времяпрепровождение должен быть контакту
не должно быть много пространства им
надо не запрещать бегать они должны
энергию выбегать так сказать эту энергию
и они должны участвовать в совместном
деле у них очень важно состязательность
гораздо более важно чем девочкам нужно
ну их на все мимо хвалить одним словом
правда в ответ на это говорят он когда
выйдет на улицу мы там покажет какой
инге неправильно покажет на и остальным
покажут но в любом случае он должен все
время получать подпитку на тему ты лучше
все хотят ты так решил задачу 2 плюс 3
как никто в мире никогда не решал и
просто молодец я тобой горжусь
это им эндорфинов как бы добавляет чтобы
радость не было жить ладно вот все это
да да а девочки во первых много цвета
должно быть любят цвет они очень любят
доверительные отношения с учителями
глаза в глаза чтобы можно было
посмотреть а в какие у тебя косички ой
марь иванна как у вас ожерелье это
сегодня вот потом а кого то же вещь
которую я не знала что нужно они говорят
control at risk контролируемый риск вот
это кстати у меня была новость не вне
говорит ты же девочка у тебя белый гольф
и чего ты носишься как ошалело значит
упадешь гольфа будет грязный нет
подстроить чтобы она упала подлая
учительница должна но в такую ямку где
она ноги-то не переломает но ссадина
будет чтобы она знала что ей делать
случае если она по-настоящему упадет она
не должна в обморок сразу должна знать
там вымыть и там посыпать я не знаю там
снять забинтовать то есть как бы их
поэтому риск usb
социально подвергать но контролируем
риску и конечно те самые барышни вот это
вот личное отношение между прочим я не
знаю естественно не знаю кто сидит здесь
знаете ли вы что под проблема аутизма
которые тоже в мире очень большая и
что несопоставимые проценты мальчиков и
девочек аутистов мальчиков существенно
больше чем артиста в девочек поэтому вот
мальчики которые в глаза то не ну знаете
даст нам на один из таких бытовых
признаков что избегает это айкон так
называется контакт глаза в глаза
если перед вами ребенок который ни за
что не потому что соврала ли там конфеты
украл а просто вот
избегает взгляда вот вот так смотрит
надо отнестись к этому внимательно
можете это и случайность а может быть
это не случайность а вот этот признак
поэтому в каком-то смысле хотя у меня
нет сейчас возможности про это говорит
но в каком-то смысле раздельное обучение
мальчиков и девочек некоторые смысла но
имеет может их на балах там надо чтобы
они познакомились друг с другом но это
как бы другой
модус общение другой занятие музыкой вот
я хочу сказать между прочим это вот не
опять же это не десерт понимаете это не
то что хорошо когда девочка или мальчик
знает кто такой чаковский они про это
говорю это и так очевидно я говорю про
другое занятие музыка это кстати говорю
вещи которые вообще почти совсем новые
то есть их большинство людей не знает
это из научной совсем современной
литературы занятия музыкой которые рано
начаты они очень ускоряют и активизируют
работу мозга именно музыкой потому что
это другой тип совершенно другой
мозговой тип мозговой работы люди
которые вовремя начали заниматься
музыкой рано они альцгеймера своего
отодвинут вы понимаете хотя это прямо к
этому не относится но это рано
полученная очень интенсивная
тренировка причем какая тренировка эти
долготы длинноты обращая внимание где
ударение это было после этого это было
до этого это другая работа мозговая она
вовсе не про то важно ли чтобы он играл
жили у бабуси два веселых гуся понимать
он без этого проживет жизнь это не не на
тему гусей на тему тренировки нейронной
сети
качество нейронной сети улучшается у тех
кто занимается музыкой
пластичность мозга лучше потому что он
тренируется особым образом влияет на
я уже сказал на состояние мозга в
пожилом возрасте в частности нам
известно что пожилые люди начинают плохо
разбирать речь и не потому что у них уж
и плохи вот я всегда привожу пример из
личной жизни у меня была бабушка которая
не дожила до ста лет три года 3 года 3
месяца
сожалению было у меня меня 800 раз
совершенно замечательно вот и стала она
естественно в этом возрасте значит не
слышал что в телевизор очень умной
обладает она мне говорила а что
собственно там смотреть там идет
сплошная рик дача закончу там идет
сплошная реклама и изредка
перемежающиеся сюжетами за которыми я не
успеваю следить что правда вот и как бы
они разбирают уж там говорят и я вот
сапожник без сапог в чистом виде я
думала что на ухо в смысле слух я из
америки там еще не было здесь ничего
привезла какой-то аппаратик вообще
которые не видно был и все это она все
равно говорит громко только ничего я не
понимаю нет вот все равно даже этого мне
оказывается на меня не повлияло хотя это
мои профессиональные знания должна была
это знать ухо то здесь плечо чем больше
я и добавляю децибелов тем хуже дела это
не ухо это мозг перестал расшифровывать
гей лезет децибелов сколько надо
раши она не не слышит звук они
идентифицируют этот звук от совершенно
другая вещь поэтому тогда когда музыка
люди занимаются вот это качество она
влияет на на распознавании потому что
мозг привык анализировать тонкие отличия
в физическом звуки стратегии учения
забывание отвлечения сейчас я закончил
забывание отвлечения перерывы и сон
являются не помехой во владении каким-то
материалом который вы должны выучить о
помощью когда говорит и что ты
отвлекаешься поэтому ты не можешь
выучить ничего отвлекается и слава богу
самое лучшее что мы можем для себя
сделать это быстро что-то выучить и
спать лечь потому что перевод того что к
нам в мозг попала в нужный отдел мозга
из которую вы сможете это вынуть ведь
мало запомнить нужно вынуть вынуть
нельзя не вынимается для того чтобы
вынуть нужно спать лечь это доказанную
вещь я говорю не анекдот а факт
нейронауки там происходит работа которая
переводит полученные ваши вами знания из
гиппокампа передние зоны мозга где
откуда вы их из можете изъять
я думаю все помнят ситуация когда ты
по-настоящему готовишься к экзамену не
врешь что готовился на самом деле
готовишься приходишь вытаскиваешь билет
точно знаешь что ты учил пусто ничего
получаешь двойку возвращаешься домой в
горе ложишься спать утром просыпаешься
ты ничего больше не учил второй раз и ты
все это знаешь где она была она где была
она же была там иначе вы добраться до
этого не могли и чтобы добраться мозгу
нужно дать время и возможности
время это понятно о возможности то спать
лечь поэтому ночью перед экзаменом надо
ни работать ни потому что смертельно
устанешь и не сможешь концентрироваться
по причине которую я сказала кроме кроме
того отвлечения
это хорошая вещь если он хочет или вы
хотите лежать вверх ногами на полу и при
этом пожирать килограммы конфет на
здоровье
какой аресте где он будет учить и то
почему он должен сидеть то прямо за
столом
это индивидуальные вещи одному нужно
чтобы была музыка другому ну чтоб тока и
и не было кроме того
обучающийся должен по и а также и
учитель должен осознать а что происходит
он он это выучивает для того чтобы
завтра сдать зачет и забыть очень частая
ситуация ничего не плохого нет или я
собираюсь быть профессионалом в этой
области или я должен всем показать какой
я крутой или я буду двигаться медленно
но зато так что я им потом покажу всем
кузькину мать и пытаюсь нужно понять как
бы что происходит ты сам кто такой вот
надо ли тебе учить это все или тебе надо
прошивок замен сдать почему я не могу
лежать в это время ли почему я не могу
учить это в кафе какая разница если ваш
мозг организован так что ему нравится
работать так дано здоровья перерывы и
обязательно должны быть движение очень
помогают потому что тело запоминает
дополнительный фактор включается когда я
не в это время я прыгал или в это время
на велосипеде там ехал понимаете то есть
это все вещи которые на первый взгляд
является от от кличкой так сказать
отдела на самом деле это вовсе не она о
нем они помощники
кроме того я кто ну вот тренировка
способности концентрироваться и то есть
способы можно научиться это делать
тренировка памяти как игра этим можно
специально заниматься
тренировать не выучивание данного урока
вы а выучивание того как запомнить это
совершенно другое учение вот греки
древние вот я не узнала меня коллега
есть которая
древнегреческий преподает там и так
далее у них окажется такая была мода а
не ложась спать должны были
вспомнить максимально подробно что они
делали с момента когда они проснулись
вот проснулся повернул направо налево
там потом page маленькими шажками кого
встретил в каком порядке и так далее вот
она две тысячи лет назад люди знали что
с этим делать кроме того есть свои
методы запоминания вот одни любят что
были таблички а другие как я вероятно с
низким интеллектом я человек вспоминает
какой книге это было написано черт его
знает как там это было изображено я
думаю помню желтенькая было книжечка
помню я как дура поставил на нее чашку с
кофе и на этой странице у меня чашка это
от печали ненавижу когда с книгами так
как а вот чего там было написано я не
обещал никому что я должна запоминать
так как компьютеры и вообще никому
ничего не обещала как могу так и
запоминаю это мое личное дело мне
главное узнать я буду это делать
ран я сова если я раньше десяти вечера
сяду делать что-нибудь осмысленное не
бумажки перебирает понимаете или файл
или стать а думать меня сама писать надо
там или еще что-нибудь
раньше десяти вечера чистая трата
времени моем случае в моем это не значит
во всех я знаю людей которые в 5 утра об
стают работают как чумовые до 8 утра до
мне лучше сразу утопиться в речке я
просто не могу этого делать и не смогу
никогда бесполезно то есть вот то что я
и студентам говорю вам извините за такой
настырность говорю лучшее что мы можем
для себя сделать этот собой
познакомиться как можно раньше я какой я
активный
или я люблю сидеть я люблю быть на сцене
и мне нравятся аплодисменты или я люблю
сидеть в углу чтобы меня настольная
лампа была shop только никто ко мне не
обходил тогда я должен работать в архиве
ч и лезут а на сцену
устраиваю себе стресс я умный или глупый
ну себе то можно это сказать я красивая
или некрасивая другим могу голову
морочить но один раз
можно войти в ванную комнату смыть
косметику правильно и посмотреть
внимательно и себе сказать номер не
вышел нет но себе это надо мне нельзя
врать себе ну понимаете да это очень
слова жизнь вообще сложно нет но другим
надо собрать натуральное дело но себе
это не надо врать это как этот код со
львом понимает катя смотри в зеркала ты
должен кота увидеть не льва
потому что другие могут увидеть кота
это ты думаешь и ты лев той то есть свои
методы дальше кем я хочу быть может я
быть красавица и умница и всего я никому
не обещал хочу быть женой хочу рожать 18
детей не хочу учиться в нельзя что надо
обязательно надо я зато пироги пику как
никто
то есть ну как бы надо решить моя цель
какая просто всем нос утереть
это одна задача продвинуться в науке
потому что я хочу чтобы меня
рукоплескали другая задача занимаюсь
наукой потому что мне страшно интересно
мой случай как только мне с перестанет
быть интересно я закончу в первую
секунду
вам клянусь то есть что мы делаем от
этого зависит как мы учимся я учусь
чтобы мне завтрашний день
марксизм-ленинизм завтра надо сдать если
я не сдам артем не изменяя выглядит
смерти то это не значит я хочу знать что
они написали там последние что хочу
знать что они там написали есть вариант
шпаргалок много написать я так и делала
разумеется полная сумка шпаргалок
хорошее дело потому что моя задача не
выучить а сдать то есть в общем я так
расшумелись может даже
давайте к концу подойдем я хочу сказать
что обучение меняет мозг это очень
важная информация у всех у вас включая
меня за то время пока мы здесь сидим
мозг изменился каждый из нас должен
отдавать себе отчет что тот мост которым
мы пришли в этот мир этот мозг который
мы каждый в свое время предстанет перед
создателем это совершенно
разные структуры не потому что мы
выросли постарели ухудшилась память там
это само собой наш мозг с которым мы
земную жизнь заканчиваем это тот мозг на
котором написан наш личный текст какой
губной помадой пользовалась чего ела
чего пила с кем общалась что читала
какие юбки носила кто были мужья там вот
весь текст это ваш текст личный текст ни
у кого другого такого текста нету это
серьезное дело этот текст меняется
каждую секунду или даже миллисекунду все
что мы сейчас говорим или слушаем она
уже там лежит этот мозг уже другой и он
меняется физически меняется качество и
количество нейронов и нейронных этих
щупалец этих всех дендритов аксонов и
даже та среда в которой лежат эти
нейроны меняется количество их я
повторяю количество величина не я равных
мало
волокон меняется в зависимости от того
как и что мы учим то есть это физическое
изменение эффективно серого и белого
вещества которое обеспечивают наше
мышление меняется вот так это выглядит я
не понимаю как по такой сети может быть
какая-нибудь информация хоть куда-нибудь
придти это не рисунок а электронная
микроскопическая фотография
некоторой части мозга вот так это
выглядет вот как это содержит я не знаю
там шекспира я mc квадратом вот вот это
как вот видите что там делается
тренировать я повторяю мужем память
отдельно внимание отдельно скорости есть
методы просто это нужно много лекций на
эту тему читать скорости когнитивную
гибкость может быть вас есть на секунду
остановлюсь как переклюк быстро
переключать внимание с одной задачи на
другую это может быть просто в обычной
жизни не так и важно но предположим до
ситуации стресса находитесь когда вам
надо очень быстро принять решение в
машине едете столб стоит
никогда вспоминать траекторию полета
машины понимаете тангенс и котангенс и
здесь не годятся здесь нужен очень
быстрый глобальная если научным языком
выражаясь гештальт на я оценка ситуации
в сей сразу мозг должен тренирован быть
на это и я повторяю можно тренировать
быстрая адаптация к меняющимся условиям
то есть всегда то было так только
сегодня не так а я привык так привык
проиграл
она другой оружие ситуация другая всегда
была такая а теперь другая значит
эффектно и переключения
эффективная перед эффект наконечник
эффективное приключение с задачи на
задачу тренировка себя на то чтобы
выполнять одновременно несколько вещей
не потому что нужно а потому что
тренировка и одно время вот я например
делаю много вещей параллельно
но не потому что я такая способная она в
общем тут можно что хочешь говорить
заслуги моя никакой нет вот оно выходит
так я даже люблю когда я читаю несколько
книг 1 одновременно не в смысле они все
рядом лежат у овнов смысле я
переключаться привыкла переключаться не
на мне нравится принятии решений никто
не обещал что логическое принятие
решения самое лучшее нет не обижай есть
ситуации в которых логика не помогает
вообще она не действует просто нач надо
уметь решать не логически
ну вот в качестве одного из примеров вот
есть компьютерные программы которые
играют шахматы но мы знаем что уже всех
чемпионов переиграли все полный завал
значит там где идет счет нам не
переиграть компьютеры суперкомпьютера
бесконечная памяти невероятная скорость
триллионы операции в секунды и
количество этих триллионов растет с
огромной слушать то есть мы это
проиграли
а игра в.г.
а вот говорят что не будет хорошо правда
это это меня нет бака ресниц мне про
сапожники говорили нет я им верю я сама
даже играть не умеет хорошо как
справляется компьютерный алгоритм
ситуацией случайности они на кости это
во-первых а во-вторых ситуации
истерического решения на в общем нам
скоро крышка потому что у них карта
хотела в том что если эти железяки
начинают делать такие вещи да мало нам
не покажется
ладно хорошо ну и вот важная вещь о
господи видео на стрелочку стрелочку еще
надо найти на чужом компьютере нажмите
вот
а пользы бесцельных размышлений вот это
это между прочим научная вещь мысли сами
бродят
оно само пришло в голову я не знаю как
она получилась не надо себя
останавливать если ты ходишь и у тебя не
известно что в голове там происходит вот
как-то она там мелькает это и есть та
среда в которой происходит открытие это
точно известно некоторые фирмы там в
японии например быть дорогая фирма
они себе нанимают скажем сотрудника
который
страшно раздражает всех потому что он
получает большой зарплаты не делает
ничего всем мешает он ходит то ноги на
стол положит а пристает что-то смотрит
кофе когда все как чумовые японцы
работает он чего-то делает вот так он
ходит года полтора потом говорит мне
кажется нужно сделать вот так 3
миллиарда доход что он делал все это
время вот он что делал у него такая
голова другой вопрос то его надо унюхать
этого человека как-то обнаружить что
вот это он из таких вот который
неизвестно что ну вот так что мы не
знаем какая информация играет там же что
его навело на видел как птичка придет
батюшки вот в чем дело и вовсе не про
птичку эта птичка просто его толкнуло на
определенный шаг ну и все ладно
напоследок вот что скажу это тоже не
рисунок карандашом а это результат
обработки того что происходит мозгу и
вот эти вот нити они показывают связи
которые есть между определенными
отделами мозга в то время как он решает
какую-то задачу я собственно вот на этом
даже хочу закончить имею в виду что
конечно современная техника абсолютно
невероятной мощности и она растет и
растет и растет в эту область q
огромные деньги идут час во всем мире в
в соединенных штатах проект brain с
огромными инвестициями как частных
компаний так и федеральных в европейской
среде несколько проектов посвященных
мозгу капитализм деньги считает
раскладываются такие деньги все понимают
что именно это является основой победы в
другой цивилизационной войне понимаете
там не отвертки решают а вот такие вот
вещи это не только влияния на технику на
медицина это влияние извините там на
вооружение на манипуляция сознанием это
огромная область
поэтому кто не дурак тот понимает куда
деньги надо вкладывать это это одна из
этих областей возможно даже самое-самое
спасибо я вам желаю и всем нам желаю не
тронется умом от всего этого
вот не
спасибо вопрос такой вы несколько раз
повторили есть я есть мой мозг все-таки
кто такой тогда я
мне к но я не про тело 2 вместе с мне
все-таки кажется что я это и есть мозг я
надеялась на это но меня последнее время
понимаете как то это разрушились мои
иллюзии
потому что в той ситуации в которой вот
мои знания находится сейчас я не могу
сказать что мой мозг и я это одно и то
же я я сейчас объясню в чем дело одним
зимним вечером сидела я и вдруг мне
приехала статья из которой следовало что
мозг принимает решение за 30 секунд это
гигантское время до того как человек об
этом знает я думаю это наверное от
усталости у меня такое читаю читаю
значит они делают что человек должен
выполнять какое-то задание при этом его
башка находится в томографе и значит
томографа этот не важно в данном случае
как это снимается важно то что томограф
говорили и он выполняет определенное
задание томограф щёлкает и там ясно что
он задание принял после этого идет время
а для для мозговых делаю три секунды
дикое время огромная а он потом на
кнопочку нажимать и то что было три кто
принял решение
он ему сказано как только решишь быстро
нажми на кнопку разумеется проверили что
это не моторное это не то что он тянулся
долго там профессионалы работают
дамбочки мои шож такое
стал смотреть смотреть нашла авторов
написала сразу письмо
говорю не букву м не забыли может
миллисекунд нет говорит не забыли и
украл что делать вообще с этим
короче говоря вот а дальше начинается
эта дама из достиг понимаете я бы не
хотела от вот я на костер не пойду за те
слова которые я сейчас скажу но мне
очень неприятно оно было бы совсем
ужасно хотя и возможно если мозг помимо
того что он меня утешает что я
самое решение приняла что он еще к тому
же мне посылает сигнал о том что я есть
он есть это antique дать спокойно ты
личностью паря голосуешь да все в
порядке то есть в тогда это страшные
розыгрыше оскорбления нам как homo
sapiens как целиком цивилизации я
надеюсь что это не так но но это не
бытовой этой она кресел рассказываю на
самом деле это трудный вопрос даже как
это как ответить на него какие факты
должны появиться даже теоретически вот
на столе какие факты я бы хотела чтоб
никея принесла которым не доказали что
мозг и я это одно и то же как это
доказать то меня даже нет минимального
прогноза ну в общем мы должны к нему
всерьёз относиться потому что ведь он же
нас обманывает про галлюцинации все
помнят
для человека в дурдоме лучшие годы жизни
провела я вам хочу сказать человеку
которого галлюцинации нет способа его
убедить что на этом столе нет 4 зеленых
чертей потому что они для него такая же
время реальность как для меня в стакан
он их видит слышит обоняет я еще
спрашивала белла горяченькие очень
хороши для этого я
а на ощупь как а его пахнет серый серый
а на ощупь уж такой мерзкий липкий
жесткий понимать его нет вообще мозг ему
морочат голову подавая ему всю сенсорную
информацию такую же напоследок чтобы
рубить дак рубить у вас есть какие
основания считать что все здесь есть
какие вы я студентам тоже голову
морочила не у меня где-то мы сейчас
подойдем татьяна 1-ый ваш чип нём я
смеюсь сатанинским смехом потому что их
щипок находится тоже внутри мои
галлюцинации понимаете из этого нет
выхода если только начать в эту сторону
думать то тогда к психиатру все
отправляемся сразу не же причин
понимаете и 100
что вы говорите мы видим то же самое
ничего не следует потому что его станет
я это у меня все равно как и меня нет
это у каждого в голове то это вообще да
беда так что про это все забыли
да и все коньяк все по порядку спасибо
спасибо друзья давайте дружно
поаплодируем ее как все уже все
аплодируют
[аплодисменты]

Комментарии:

Нет комментариев.